Atlantica Bistro против ресторанного критика: в чем суть конфликта
Владельцы рыбного ресторана на Цветном бульваре Atlantica Bistro судятся с критиком Михаилом Костиным.

Заведение открылось в Москве летом 2024 года. Его запустили Максим и Сергей Дырины, создатели Atlantica Seafood на Кутузовском проспекте. В августе новое место посетил Михаил Костин — критик, который обозревает московские рестораны с 2001-го. Он опубликовал свою рецензию на Atlantica Bistro сначала на портале Мoscow-Restaurants, а затем в своем канале на платформе «Дзен». Костин раскритиковал сервис и все блюда, которые попробовал, назвал меню ресторана «слишком раздутым», а интерьер — «незатейливым» и «удешевленным».
Прямо за соседним столом офис управляющей, с разборками, разъяснениями по поводу задержек зарплаты и собеседованиями сотрудников. Всем вокруг (персоналу) все равно, включая гражданку управляющую и уборщицу, которая, пока я жевал, решила мыть пол под моим столом и между моими ногами. При этом туалет, вниз по лестнице, грязный, — так, может, лучше было начать с подвала?
цитата из рецензии Михаила Костина на ресторан Atlantica Bistro
В целом Костин оценил ресторан на 1,2 балла из 5 возможных.
В отличие от Atlantica Seafood, Atlantica Bistro — место откровенно халтурное, с незатейливым удешевленным интерьером, раздутым меню, слабой едой, еще более слабым контролем качества и провальным обслуживанием. Если честно, настолько плохого начала я в Москве давно не встречал, так что лучше уж в Rostic’s.
цитата из рецензии Михаила Костина на ресторан Atlantica Bistro
После публикации разгромной рецензии представители Atlantica Bistro подали гражданский иск в Чертановский районный суд. Организация требует удалить отзыв, опровергнуть информацию, которая порочит репутацию компании и не соответствует действительности, а также взыскать с Костина 100 тыс. рублей в качестве компенсации судебных расходов. К слову, на «Яндекс Картах» у Atlantica Bistro крепкая 5.0.
То, что вы назвали незатейливым удешевленным интерьером, — результат работы дизайн-бюро Static Estetic, среди проектов которого Strelka Bar, Afina и Folk. А «бюджетное оформление» — выбранные дизайнерами для декора итальянский мрамор, натуральная кожа и дерево ценных пород. В «откровенно халтурное место» каждый день стоят очереди, а большинство отзывов о нем положительные, потому что да — и премиальные морепродукты, и быстрое обслуживание, и цены на 30% ниже, чем в других ресторанах того же сегмента.
ответ ресторана Atlantica Bistro на рецензию Михаила Костина
Первое заседание по делу состоялось 16 апреля, судья передала его в Арбитражный суд Москвы (по закону дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности должны рассматривать арбитражные суды). Дата следующего заседания пока не назначена. В Telegram под постом Костина с фотографией из Чертановского районного суда пользователи в шутку пишут, что переживают за отношения критика и Atlantica Bistro «больше, чем за свои».
Был трейлер, само шоу еще не началось. Я вовлечен, юристы есть, время есть, финансы есть, юмор есть.
Михаил Костин о суде с Atlantica Bistro
Как рестораны судятся с критиками
Иски к критикам за негативные отзывы — редкость не только в московской, но и в мировой практике. Например, тот же Костин отмечает, что за его 24-летний опыт это первый подобный случай. «Московские новости» рассказывают про процессы против ресторанных критиков, на которые обращали внимание мировые СМИ.
Иск против Michelin
В 2019 году известный французский шеф-повар Марк Вейра подал в суд первый в истории иск против ресторанного гида Michelin. Он назвал незаконным тот факт, что его ресторан La Maison des Bois лишили третьей мишленовской звезды. Это произошло после того, как заведение посетил неназванный критик: он посчитал, что повара в процессе приготовления суфле используют не тот сыр — чеддер вместо реблошона и бофора. Однако Вейра утверждал, что в блюдо добавили правильные ингредиенты, а инспекторы Michelin просто «некомпетентны» и все перепутали. Он требовал полностью убрать ресторан из гида и выплатить ему символическую компенсацию в €1.

Фото: Reynaud Julien / APS-Medias / ABACA / TASS; Le Hameau de mon Pere
Мне не нужен гид Michelin, они не всевышние! Люди приходят в наш ресторан ради моей кухни и моей личности.
Марк Вейра
Сам Вейра на заседание суда не явился. Зато его адвокат показал видео о приготовлении блюда, из-за которого возник спор, а потом подал присутствующим порцию сырного суфле, гребешков и лапши. Тем не менее суд встал на сторону Michelin и обязал шеф-повара оплатить судебные издержки. Летом 2024-го Вейра открыл новый ресторан Le Restaurant Marc Veyrat и запретил пускать в него инспекторов гида Michelin.
Иск против газеты в Ирландии
В 2007 году в Белфасте (столица Северной Ирландии) жюри присяжных постановило, что в отзыве обозревателя местной газеты The Irish News о ресторане Goodfellas содержатся оскорбительные и клеветнические высказывания. В своей рецензии автор Кэролайн Уоркман назвал персонал «бесполезным», напитки — «безвкусными», а блюда — «несъедобными», поставив оценку 1/5. Несмотря на то что Уоркман заявила, что была «абсолютно честна», газету обязали выплатить £25 тыс. ($49 тыс. по курсу на 2007-й) в качестве компенсации заведению за репутационный ущерб.

Фото: wanderboat.ai
Уоркман тогда поддержали не только коллеги из других изданий, но и рестораторы.
Это нелепое решение. Отзывы для нас крайне важны — все шеф-повара постоянно говорят о них. Не верьте тем, кто говорит, что им все равно: если они узнают, что в газете появится рецензия, они будут стоять в очереди у магазина в 6:30 утра. Рецензии действительно влияют на бизнес, но кто-то однажды сказал мне, что от действительно плохого отзыва можно получить столько же прибыли, сколько и от хорошего.
Майк Робинсон
английский шеф-повар
Иск против газеты в Сиднее
В 2014 году Верховный суд Нового Южного Уэльса (штат Австралии) вынес решение: компания Fairfax Media, владеющая газетой Sydney Morning Herald, должна выплатить $600 тыс. сиднейскому ресторану Coco Roco. Разбирательство продолжалось 11 лет. В 2003-м в Sydney Morning Herald вышел негативный отзыв на заведение, в котором критик Мэттью Эванс поставил ему 9 баллов из 20. Он счел блюда ресторана высокой кухни «невкусными» и написал, что «самое лучшее в Coco Roco — это вид из окна».

Фото: Sahlan Hayes
Спустя 6 месяцев после публикации рецензии заведение закрылось, а трое его владельцев подали в суд на Sydney Morning Herald за клевету. Первоначальный ущерб оценивался в $160 тыс. (на каждого из владельцев), но за время слушаний и многочисленных апелляций накопились проценты. В итоге суд обязал Fairfax Media выплатить рестораторам по $200 тыс.
Иск против фиктивной рецензии
В 2013 году неназванный ресторанный критик-любитель оставил на французском сайте Yellow Pages отзыв на заведение Loiseau des Ducs в Дижоне. По его словам, это «очень переоцененное место»: порции были «слишком маленькими», а самым большим оказалось «блюдо, на котором принесли счет».

Фото: bernard-loiseau.com
Но владелец ресторана заметил, что рецензия была опубликована за несколько дней до официального открытия Loiseau des Ducs, и подал в суд на автора под ником The Clarifier (Прояснитель). Суд вынес вердикт в 2015 году, оштрафовав его (имя критика так и не раскрыли) на €2,5 тыс. ($2,8 тыс. по курсу на 2015-й) и обязав покрыть €5 тыс. ($5,6 тыс.) судебных издержек. В Loiseau des Ducs подчеркнули, что это дело — «урок для людей, которые пишут подобные отзывы с целью уничтожения бизнеса».
Фото обложки: Михаил Костин; Atlantica Bistro