КапиталДетали

«Рецессия? Не слышали!»: на рынке суперъяхт — рекордные продажи, несмотря на пандемию COVID-19 и финансовый кризис

Брокерские компании заявляют, что в последнее время на рынке крайне высокий спрос, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире.

Что происходит

Мировой рынок суперъяхт переживает небывалый подъем, несмотря на энергокризис и растущую инфляцию. Показатели 2021 года оказались рекордными, высокие продажи ожидаются и в 2022-м.

Контекст

Спрос на суперъяхты подстегнула пандемия COVID-19. Некоторые состоятельные люди решили, что собственный «Ноев ковчег» — лучший способ избежать заражения.

Расклад сил

Среди владельцев суперъяхт 23% — граждане США. В тройке лидеров также Россия (9,1%) и Греция (6,1%). 

В цифрах

Самая дорогая в мире суперъяхта стоит $4,8 млрд и, предположительно, принадлежит малазийскому бизнесмену.

Что происходит

Рынок суперъяхт переживает настоящий бум, пишет Bloomberg. На него не повлияли ни энергокризис, ни растущая во всем мире инфляция, ни угроза глобальной рецессии, ни снижение числа клиентов из России на фоне западных санкций. 

  • В начале октября 2022 года завершилась традиционная ежегодная выставка Monaco Yacht Show, которую считают самой престижной в этой индустрии. На ней было представлено 117 судов. В прошлом году на шоу представили 101 яхту. Рекорд же установлен на выставке 2019 года (125 суперъяхт). 
  • Щедрое предложение на выставке связано с крайне высоким спросом. В частности, 2021 год стал рекордным для рынка. По данным аналитической компании VesselsValue, в общей сложности в мире в прошлом году было продано 887 суперъяхт, что на 77% больше, чем в 2020-м.
  • Участники рынка ожидают высоких результатов и в текущем году. Например, с начала 2022-го выручка Burgess, одного из ведущих брокеров, выросла на 20% по сравнению с показателями прошлого года. 

Все наши клиенты очень богаты. Они кажутся пуленепробиваемыми.

Джонатан Беккет
исполнительный директор Burgess
  • По прогнозам другой брокерской компании, YachtBuyer, уровень продаж по итогам 2022 года будет высоким, но не рекордным. К примеру, в прошлом году продажи составили €9,4 млрд, а в текущем пока достигли отметки в €4,2 млрд. 
  • Гендиректор YachtBuyer Кевин Бодингтон объяснил, что из-за слишком высокого спроса пока отстает предложение — верфи утопают в заказах, особенно в Германии и Нидерландах. Еще в конце 2021 года заказы были расписаны до 2024 года. На этом фоне стала очень популярна услуга по аренде яхт.

Контекст

Спрос на суперъяхты подстегнула пандемия COVID-19. 

  • Когда в мире только начал распространяться коронавирус, рынок «замер» в ожидании неизвестности, но очень быстро (с середины лета 2020 года) стал восстанавливаться, отмечают аналитики. 
  • Состоятельные люди решили, что собственный «Ноев ковчег» — идеальный способ избежать локдауна и заражения. По мнению Беккета, пандемия заставила их впервые в жизни «почувствовать себя уязвимыми». 
  • На фоне повышенного интереса компании-производители яхт не только приспособились к коронавирусным ограничениям, они даже стали еще успешнее, как, например, голландская компания Heesen, по словам ее представителей. Например, в 2020-м Heesen удалось продать девять яхт, несмотря на запрет традиционных боут-шоу (англ. boat — лодка) в связи с COVID-19. А итальянская Ferretti Group за первые 9 месяцев 2021 года набрала заказов на рекордные для себя €900 млн. 
  • Вместо традиционных выставок некоторые верфи проводили «дни открытых дверей» прямо на производстве. 
  • Спрос настолько увеличился, что стимулировал появление новых инструментов продаж, например в режиме онлайн — для рынка яхт это считалось диковинкой еще несколько лет назад, подчеркнула глава представительства брокерской компании Burgess в России и СНГ Вилена Павлова. Теперь же яхту можно посмотреть в формате 360 градусов или «прогуляться» по ней, взяв виртуальный тур. А закрыть сделку, например, на €20–30 млн можно просто через Zoom.

Расклад сил

Bloomberg отмечает, что заморозки активов богатых россиян, включая конфискацию яхт, и отказ европейских верфей принимать заказы граждан из РФ не повлияли на рынок. Спрос растет — стимулируют его в основном граждане США.

  • По данным отчета издания Superyacht Times в 2022 году, американцы занимают 23% рынка. За США следует Россия (9,1%). Тройку замыкает Греция с 6,1%. В пятерку также вошли Великобритания (5,5%) и Турция (5,1%). В 2021 году топ-лидеров был примерно таким же, только вместо Турции была Италия. 
  • «Расклад сил» немного отличается по размеру яхт. Например, любители самых длинных судов живут в Саудовской Аравии, России и ОАЭ. Граждане этих стран выбирают яхты длиной в среднем 68, 63 и 61 метр соответственно.
  • Cреди крупнейших стран-производителей яхт — Нидерланды, Италия, Германия, Турция, США, Испания. 

В цифрах

Стоимость самых дорогих яхт, находящихся в эксплуатации, варьируется от полумиллиарда долларов до $5 млрд, по информации российского производителя яхт Velvette Marine.

History Supreme, $4,8 млрд

Фото: sergey toneruan / dzen.ru
  • Эту суперъяхту построили на итальянской верфи Baia Yachts. Известно, что она принадлежит анонимному миллиардеру из Малайзии. Стоимость History Supreme объясняется обилием драгоценных металлов, использованных при ее строительстве: корпус судна полностью отделан золотом, драгметаллы также есть на палубах и якоре. Кроме того, на History Supreme есть золотой аквариум, кости динозавра Tyrannosaurus Rex и даже осколок метеорита, пишет тематический портал Power-boat. При этом длина этой яхты далеко не рекордная — всего лишь «скромные» 30 метров.

Eclipse, $1,2 млрд

Фото: Imago Images / Peter Seyfferth / TASS
  • Заказ на ее строительство в 2009 году выполнила немецкая судостроительная фирма Blohm&Voss — тогда эта яхта считалась самой длинной в мире (163 метра). По данным некоторых СМИ, судно принадлежит российскому бизнесмену Роману Абрамовичу. На нем есть 2 вертолетные площадки и даже субмарина на 12 человек, судно также оборудовано системой ПВО в целях безопасности, отмечают в Velvette Marine. Яхту можно взять в аренду — за $2 млн в неделю.

Dilbar, $800 млн

Фото: Imago Images / Peter Seyfferth / TASS
  • Это яхту создали на немецкой верфи Lürssen. На судне длиной 156 метров есть вертолетные площадки и кинотеатр, рассказывается на сайте российского производителя яхт Velvette Marine. По некоторым данным, этой яхтой владеет еще один российский предприниматель — Алишер Усманов.

Azzam, $620 млн

Фото: theyachtphoto.com / G. Romero
  • Судно Azzam также спустили на воду с верфи Lürssen. Именно эта яхта на данный момент — самая длинная в мире (180 метров). Она принадлежала президенту ОАЭ Халифе ибн Зайд аль Нахайяну (он скончался в мае 2022 года), утверждает французский яхтенный журнал Yachts France. Возможно, у яхты появится новый владелец, но пока королевская семья не выставила ее на продажу. Яхту отличают роскошные интерьеры, выполненные в стиле неоклассицизма начала XIX века.

Crescent, $600 млн

Фото: theyachtphoto.com / G. Romero
  • Это уже третье детище из топ-5 немецкой Lürssen, по информации Velvette Marine. Длина судна — 135 метров. На фоне большинства белоснежных яхт Crescent выделяет корпус темно-зеленого цвета. Некоторые СМИ утверждают, что она принадлежит Игорю Сечину, председателю совета директоров «Роснефти».

Фото обложки: monacoyachtshow.com

Копировать ссылкуСкопировано