Что происходит
Мировой рынок суперъяхт переживает небывалый подъем, несмотря на энергокризис и растущую инфляцию. Показатели 2021 года оказались рекордными, высокие продажи ожидаются и в 2022-м.
Контекст
Спрос на суперъяхты подстегнула пандемия COVID-19. Некоторые состоятельные люди решили, что собственный «Ноев ковчег» — лучший способ избежать заражения.
Расклад сил
Среди владельцев суперъяхт 23% — граждане США. В тройке лидеров также Россия (9,1%) и Греция (6,1%).
В цифрах
Самая дорогая в мире суперъяхта стоит $4,8 млрд и, предположительно, принадлежит малазийскому бизнесмену.
Что происходит
Рынок
- В начале октября 2022 года завершилась традиционная ежегодная выставка
Monaco Yacht Show , которую считают самой престижной в этой индустрии. На ней было представлено 117 судов. В прошлом году на шоу представили 101 яхту. Рекорд же установлен на выставке 2019 года (125 суперъяхт).
- Щедрое предложение на выставке связано с крайне высоким спросом. В частности, 2021 год стал рекордным для рынка. По данным аналитической компании VesselsValue, в общей сложности в мире в прошлом году было продано 887 суперъяхт, что на 77% больше, чем в 2020-м.
- Участники рынка ожидают высоких результатов и в текущем году. Например, с начала 2022-го выручка Burgess, одного из ведущих брокеров, выросла на 20% по сравнению с показателями прошлого года.
Все наши клиенты очень богаты. Они кажутся пуленепробиваемыми.
Джонатан Беккет
исполнительный директор Burgess
- По прогнозам другой брокерской компании, YachtBuyer, уровень продаж по итогам 2022 года будет высоким, но не рекордным. К примеру, в прошлом году продажи составили €9,4 млрд, а в текущем пока достигли отметки в €4,2 млрд.
- Гендиректор YachtBuyer Кевин Бодингтон объяснил, что из-за слишком высокого спроса пока отстает предложение — верфи утопают в заказах, особенно в Германии и Нидерландах. Еще в конце 2021 года заказы были расписаны до 2024 года. На этом фоне стала очень популярна услуга по аренде яхт.
Контекст
Спрос на суперъяхты подстегнула пандемия COVID-19.
- Когда в мире только начал распространяться коронавирус, рынок «замер» в ожидании неизвестности, но очень быстро (с середины лета 2020 года) стал восстанавливаться, отмечают аналитики.
- Состоятельные люди решили, что собственный «Ноев ковчег» — идеальный способ избежать локдауна и заражения. По мнению Беккета, пандемия заставила их впервые в жизни «почувствовать себя уязвимыми».
- На фоне повышенного интереса компании-производители яхт не только приспособились к коронавирусным ограничениям, они даже стали еще успешнее, как, например, голландская компания
Heesen , по словам ее представителей. Например, в 2020-м Heesen удалось продать девять яхт, несмотря на запрет традиционных боут-шоу (англ. boat — лодка) в связи с COVID-19. А итальянская Ferretti Group за первые 9 месяцев 2021 года набрала заказов на рекордные для себя €900 млн. - Вместо традиционных выставок некоторые верфи проводили «дни открытых дверей» прямо на производстве.
- Спрос настолько увеличился, что стимулировал появление новых инструментов продаж, например в режиме онлайн — для рынка яхт это считалось диковинкой еще несколько лет назад, подчеркнула глава представительства брокерской компании Burgess в России и СНГ Вилена Павлова. Теперь же яхту можно посмотреть в формате 360 градусов или «прогуляться» по ней, взяв виртуальный тур. А закрыть сделку, например, на €20–30 млн можно просто через Zoom.
Расклад сил
Bloomberg отмечает, что заморозки активов богатых россиян, включая конфискацию яхт, и отказ европейских верфей принимать заказы граждан из РФ не повлияли на рынок. Спрос растет — стимулируют его в основном граждане США.
- По данным отчета издания Superyacht Times в 2022 году, американцы занимают 23% рынка. За США следует Россия (9,1%). Тройку замыкает Греция с 6,1%. В пятерку также вошли Великобритания (5,5%) и Турция (5,1%). В 2021 году топ-лидеров был примерно таким же, только вместо Турции была Италия.
- «Расклад сил» немного отличается по размеру яхт. Например, любители самых длинных судов живут в Саудовской Аравии, России и ОАЭ. Граждане этих стран выбирают яхты длиной в среднем 68, 63 и 61 метр соответственно.
- Cреди крупнейших стран-производителей яхт — Нидерланды, Италия, Германия, Турция, США, Испания.
В цифрах
Стоимость самых дорогих яхт, находящихся в эксплуатации, варьируется от полумиллиарда долларов до $5 млрд, по информации российского производителя яхт Velvette Marine.
History Supreme, $4,8 млрд
- Эту суперъяхту построили на итальянской верфи Baia Yachts. Известно, что она принадлежит анонимному миллиардеру из Малайзии. Стоимость History Supreme объясняется обилием драгоценных металлов, использованных при ее строительстве: корпус судна полностью отделан золотом, драгметаллы также есть на палубах и якоре. Кроме того, на History Supreme есть золотой аквариум, кости динозавра Tyrannosaurus Rex и даже осколок метеорита, пишет тематический портал Power-boat. При этом длина этой яхты далеко не рекордная — всего лишь «скромные» 30 метров.
Eclipse, $1,2 млрд
- Заказ на ее строительство в 2009 году выполнила немецкая судостроительная фирма Blohm&Voss — тогда эта яхта считалась самой длинной в мире (163 метра). По данным некоторых СМИ, судно принадлежит российскому бизнесмену Роману Абрамовичу. На нем есть 2 вертолетные площадки и даже субмарина на 12 человек, судно также оборудовано системой ПВО в целях безопасности, отмечают в Velvette Marine. Яхту можно взять в аренду — за $2 млн в неделю.
Dilbar, $800 млн
- Это яхту создали на немецкой верфи Lürssen. На судне длиной 156 метров есть вертолетные площадки и кинотеатр, рассказывается на сайте российского производителя яхт Velvette Marine. По некоторым данным, этой яхтой владеет еще один российский предприниматель — Алишер Усманов.
Azzam, $620 млн
- Судно Azzam также спустили на воду с верфи Lürssen. Именно эта яхта на данный момент — самая длинная в мире (180 метров). Она принадлежала президенту ОАЭ Халифе ибн Зайд аль Нахайяну (он скончался в мае 2022 года), утверждает французский яхтенный журнал Yachts France. Возможно, у яхты появится новый владелец, но пока королевская семья не выставила ее на продажу. Яхту отличают роскошные интерьеры, выполненные в стиле неоклассицизма начала XIX века.
Crescent, $600 млн
- Это уже третье детище из топ-5 немецкой Lürssen, по информации Velvette Marine. Длина судна — 135 метров. На фоне большинства белоснежных яхт Crescent выделяет корпус темно-зеленого цвета. Некоторые СМИ утверждают, что она принадлежит Игорю Сечину, председателю совета директоров «Роснефти».
Фото обложки: monacoyachtshow.com