КапиталДетали

Реконструкция аэропортов

В Подмосковье появится производство китайских автомобилей премиального уровня, Главгосэкспертиза одобрила проекты строительства терминала аэропорта в Мурманске и реконструкции аэропорта Махачкалы.

В Московской области на бывшем заводе Mercedes-Benz запустят производство китайских автомобилей премиального уровня

Производством займется «Автодом», а его китайским партнером может стать премиальный суббренд Hongqi марки FAW, который в ближайшее время планирует вывести на российский рынок четыре модели автомобилей. 

Факты

  • В конце октября 2022 года немецкая компания Mercedes официально объявила об уходе с российского рынка и намерении продать доли в российских дочерних компаниях АО «Автодом». 
  • Завод Mercedes начал работу в 2019 году — на нем выпускались седаны E-класса, а также кроссоверы GLC, GLE и GLS.
  • Акционеры «Автодома» одобрили сделку в ноябре 2022 года, а в феврале 2023-го она получила разрешение президента РФ Владимира Путина, необходимое для окончательного завершения сделки. 
  • В Минпромторге подчеркнули, что «Автодом», как новый владелец бывших мощностей Mercedes, сможет привлекать другие компании для совместного запуска производства на территории этого завода. 

Перспективы

  • Китайский партнер для нового проекта пока неизвестен; по словам генерального директора компании «Автосмарт» (дочерней компании «Автодома») Максима Шишко, его назовут в апреле 2023 года. 
  • В СМИ появилась информация о том, что на заводе начнут производить автомобили марки Hongqi (в частности, седан H9 и кроссовер HS5), принадлежащей китайской FAW Car Company. «Автодом» не подтвердил и не опроверг эту информацию.
  • Автомобили марки Hongqi в России пока не продаются, однако еще летом 2022 года появлялась информация о том, что готовится вывод этой марки на рынок. Тогда сообщалось, что в России будут продаваться седаны H5 и H9, кроссоверы E-HS9 и HS5; вывести авто на рынок планируют во второй половине 2023 года.

Риски

  • Рынок премиальных автомобилей в России в 2022 году «просел» еще больше, чем общий. Легковых машин премиум-класса в прошлом году было продано 33 тыс., что почти в 5 раз меньше, чем в 2021 году. Всего в 2022-м на долю премиальных автомобилей пришлось 4,8% продаж, что почти в 2 раза меньше, чем в 2021 году. 
  • Пока что на российском рынке распространены китайские автомобили массового сегмента; эксперты отмечают, что к премиальным авто из Китая потребитель может относиться настороженно.  

Главгосэкспертиза одобрила проект строительства нового терминала в аэропорту Мурманск

Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проектно-сметную документацию для строительства нового терминала аэропорта Мурманск (входит в «Новапорт Холдинг» Романа Троценко).

Факты

  • Аэропорт Мурманск имени Николая II (АО «Аэропорт Мурманск») — международный аэропорт федерального значения. Он расположен в городском поселении Мурмаши в Мурманской области в 24 км от города Мурманска (Кольский район). В аэропорту действуют пассажирский и грузовой терминалы. Пропускная способность действующего терминала составляет 200 человек в час.
  • В августе 2021 года АО «Аэропорт Мурманск» получило статус резидента Арктической зоны РФ.
  • Новый терминал построят недалеко от ныне существующего здания аэровокзала. Его оснастят телетрапами для посадки и высадки пассажиров.
  • Пропускная способность нового терминала составит 400 пассажиров в час или более 1 млн пассажиров в год. С учетом действующего терминала общая пропускная способность аэропорта достигнет более 1,5 млн пассажиров в год (600 человек в час).
  • Сумма контракта на строительство нового терминала составляет 2,918 млрд рублей.

Перспективы

  • На данный момент ведется поиск подрядчика. Его планируется определить в апреле 2023 года.
  • Строительство нового терминала планируется начать летом 2023 года. Проект будет завершен к февралю 2025-го.
  • Строительство нового терминала позволит создать 200 рабочих мест.
  • Параллельно со строительством нового терминала ведется реконструкция действующего аэропортового комплекса. Ее планируется завершить в декабре 2024 года.
  • На втором этапе строительства нового терминала предполагается расширение здания аэровокзала еще на 200 человек в час. Второй этап планируется завершить к 2028 году. В результате общая пропускная способность аэропорта составит 800 пассажиров в час.

Риски

  • В 2021 году стоимость проекта оценивалась в 1,9 млрд рублей. К 2023 году эта сумма возросла до 2,9 млрд рублей и может продолжит расти.
  • В 2021 году инвестор планировал завершить строительство нового терминала к 2023 году. Тем не менее разрешение Главгосэкспертизы на строительство объекта было получено только в марте 2023-го. В дальнейшем при росте стоимости строительства терминала сроки старта реализации проекта и ввода объекта в эксплуатацию снова могут быть увеличены.
  • По итогам 2022 года пассажиропоток мурманского аэропорта составил 1 млн 299 тыс. человек, что на 4% ниже показателя 2021-го. Снижение пассажиропотока может привести к ухудшению финансовых показателей аэропорта.

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции аэропорта Махачкалы

Главгосэкспертиза одобрила проектно-сметную документацию для строительства новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) на территории аэропорта Махачкалы (Уйташ) в Дагестане.

Факты

  • Помимо гражданской авиации, аэропорт используется авиацией ФСБ и МВД. Пропускная способность международного аэропорта Махачкала (Уйташ) имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана на внутренних рейсах составляет 200 пассажиров в час, на международных — 190 пассажиров в час.
  • Новая ВПП будет соединена со старой с помощью трех соединительных рулежных дорожек. Это позволит в дальнейшем задействовать и старую ВПП.
  • Строительство новой ВПП станет первым этапом проекта «Реконструкция аэропорта Махачкала» (в соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 ноября 2022 года) в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». 
  • Строительство будет профинансировано из федерального бюджета. На него будет выделено 7 млрд рублей. При этом власти республики профинансируют обновление инженерной и транспортной инфраструктуры аэропорта — на эти цели в 2023 году будет выделено 515 млн рублей из бюджета Дагестана.
  • Проект должен быть завершен в декабре 2025 года.

Перспективы

  • На втором этапе проекта планируется реконструкция перрона и иной аэродромной инфраструктуры. Так, проектной документацией запланирована реконструкция рулежных дорожек, западного и восточного перрона и других объектов.
  • Стоимость этого проекта составляет 6 млрд рублей. Срок ввода объектов второго этапа в эксплуатацию — декабрь 2025 года. 
  • Необходимость строительства новой ВПП связана с ростом пассажиропотока и, соответственно, числа рейсов, выполняемых из аэропорта. Так, в 2022 году пассажиропоток аэропорта вырос на 23,6% по сравнению с 2021 годом, до 2,5 млн человек. 
  • Рост пассажиропотока отчасти связан с увеличением туристического потока. Так, в 2022 году турпоток в республику увеличился на 44% до 1,5 млн человек. Ожидается, что в 2023 году рост туристического потока составит еще около 30%.
  • Реконструкция аэропорта позволит не только увеличить количество вылетов и пассажиропоток, но и расширить маршрутную сеть. Так, например, в 2022 году были запущены новые направления в Турцию, Сирию, Саудовскую Аравию, Армению, Узбекистан. В 2023 году планируется запустить новые международные рейсы в Азербайджан и Беларусь, на внутренних линиях — в Новокузнецк, Оренбург, Красноярск.
  • Помимо реконструкции аэродромной инфраструктуры и строительства новой ВПП планируется построить новый терминал внутренних авиалиний. Старт строительства может состояться в 2023 году, а ввод в эксплуатацию — в 2025-м. Стоимость проекта в июле 2022 года оценивалась в 2,4–2,5 млрд рублей. Строительство терминала будет вестись за счет собственных средств аэропорта. 

Риски

  • Проект строительства нового терминала внутренних авиалиний предполагает снос старого аэровокзала. Для продолжения работы аэропорта необходимо построить временный терминал, стоимость которого в июле 2022 года была оценена примерно в 500–800 млн рублей. 
  • В 2022 году снос старого здания и строительство временного терминала планировалось осуществить уже в 2023-м. Тем не менее по состоянию на данный момент работы так и не начаты.
  • Строительство временного терминала с меньшей пропускной способностью может привести к сокращению пассажиропотока аэропорта на период строительства нового аэровокзала.
Копировать ссылкуСкопировано