КапиталДетали

Renault ушел, «Москвич» вернется: на столичном автомобильном заводе снова начнут выпускать авто под отечественным брендом

Столичный завод Renault перешел на баланс города. Москва совместно с КАМАЗом будет выпускать там автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а позже и электрокары.

Что произошло

Московский завод Renault перешел на баланс города, на нем будут выпускать легковые автомобили под брендом «Москвич», большую часть коллектива сохранят.

Контекст

23 марта столичный завод Renault (бывший АЗЛК) остановил производство из-за перебоев с поставками комплектующих из других стран. 

История вопроса

У завода АЗЛК почти столетняя история, до Renault там выпускали автомобили «Москвич».

За чем следить

Для жителей столицы, которые рискуют потерять работу или оказались уволены, город предоставляет гранты на обучение, пособия, обеспечивает им временную занятость.

Что произошло

Московский завод Renault перешел на баланс города, на нем будут выпускать легковые автомобили под брендом «Москвич», сообщил мэр столицы Сергей Собянин в личном блоге.

  • Город намерен сохранить большую часть коллектива, работающего непосредственно на заводе, а также на смежных предприятиях.
  • Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. 
  • На первом этапе на заводе организуют производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей. 
  • Кроме того, Москва совместно с КАМАЗом и Министерством промышленности и торговли РФ работает над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов, добавил мэр.
  • «Мы приняли сложное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тыс. сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем», — заявил гендиректор Renault Group Лука де Мео. Стоимость своих активов в России Renault оценил в €2,195 млрд.

Контекст

  • С 28 февраля завод Renault в Москве приостановил работу из-за перебоев с поставками комплектующих из других стран. 21 марта компания возобновила производство, однако 23 марта вновь остановила.
  • Renault принадлежало почти 68% акций АвтоВАЗа, оставшимися 32% владеет госкорпорация «Ростех». Как сообщал Bloomberg со ссылкой на знакомые с ситуацией источники, в качестве варианта ухода с российского рынка Renault рассматривал возможность передачи своей доли в АвтоВАЗе местному инвестору.
  • В конце апреля стало известно, что Renault намерен отдать свою долю Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). В Минпромторге сообщили, что это будет условной «сделкой за рубль» с возможностью обратного выкупа в течение 5–6 лет. «Если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет», — подчеркнул глава Минпромторга Денис Мантуров.
  • 16 марта Минпромторг объявил о переходе российских активов группы Renault в государственную собственность. В ведомстве уточнили, что завод «Рено Россия» перейдет под непосредственный контроль властей Москвы.

Досье

Мэр Москвы напомнил, что автозавод на Волгоградском проспекте, также ранее известный как АЗЛК («Автомобильный завод имени Ленинского комсомола»), имеет «большую и славную историю» длинной почти в сотню лет.

  • История этого завода, а вместе с ним и автомобилей «Москвич» началась в 1930-м. Тогда на предприятии собирали автомобили, используя американские комплектующие в рамках договора с Ford, — легковой Ford Model A и его грузовую версия Ford Model AA.
Ford Model A
Фото: autowp.ru
  • В декабре 1946 года с конвейера сошел первый автомобиль под названием «Москвич» — модель «Москвич-400». Машина могла похвастаться гидравлическими тормозами и «дворниками», но у нее отсутствовали «поворотники». В первой половине 1950-х машина сменила индекс на 401 и получила модернизированную коробку передач, более мощный двигатель, а еще — небольшие доработки в салоне. 
«Москвич-400»
Фото: autowp.ru
  • С 1958 по 1963 год на заводе выпускали седан «Москвич-407», который в СССР был любим не меньше 21-й «Волги». Купить машину в то время можно было примерно за 2,5 тыс. рублей. Оценили 407-й и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали. Также авто активно экспортировали, в том числе в Западную Европу.
«Москвич-407»
Фото: autowp.ru
  • Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году. Он с успехом прошел все заводские испытания и получил рекомендацию к выпуску. Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода серийный выпуск машины так и не наладили.
«Москвич-415»
Фото: autowp.ru
  • «Москвич-433» — самый известный фургон советской эпохи, как его охарактеризовали СМИ, — начали выпускать на АЗЛК в 1967 году, а спустя год вышла его модификация «Москвич-434».
«Москвич-433»
Фото: Всесоюзное объединение «Автоэкспорт»
  • Последний «Москвич», под названием «Алеко», начали выпускать в 1986 году. 
«Алеко»
Фото: АЗЛК
  • В 1997 году «Алеко» немного изменили и начали продавать под названием «Святогор»
«Святогор»
Фото: АЗЛК
  • Распад СССР и последующие финансовые проблемы сыграли решающую роль в истории «Москвича». Новые разработки не спасли положение (в середине 1990-х на АЗЛК разрабатывали даже электрокары — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335»). 
  • Удержаться на рынке не удалось, и конвейер завода АЗЛК остановился, а в 2003-м на предприятии была запущена процедура банкротства. 
  • Сначала на базе АЗЛК работал цех неполной сборки, который выпускал автомобили Renault Megane и Renault 19, а затем Clio Symbol. В 2005-м в Москве построили завод полного цикла для производства Renault Logan, а уже в 2006-м Logan стал самым продаваемым иностранным автомобилем в России. Также на заводе производили Renault Sandero, Lada Largus и Xray. 

В 2022 году город откроет новую страницу в истории «Москвича», заявил Сергей Собянин.

За чем следить

Власти Москвы приняли и ряд других мер поддержки для москвичей и сохранения рабочих мест в городе.

  • Получить детские пособия стало проще. Доходы граждан, уволенных после 1 марта 2022 года, не будут учитываться при оценке нуждаемости семьи.
  • Также москвичи могут подать заявку на получение гранта Правительства Москвы на обучение новой специальности и повышение квалификации (эту инициативу мэр утвердил в конце апреля).
  • Кроме этого, городские власти утвердили программу поддержки работников, находящихся под риском увольнения, — им обеспечат временную занятость, помогут найти другую работу и адаптироваться на новом месте. 
  • Мэр Москвы также утвердил пакет антикризисных мер для арендаторов городского имущества. В частности, предприятия торговли и сферы услуг, а также организации малого и среднего бизнеса получат отсрочку до 31 декабря 2022 года по уплате арендных платежей за второй квартал этого года. Подробнее о мерах поддержки для малого бизнеса можно узнать на mos.ru.

Фото обложки: Станислав Красильников / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано