Колумнист

Ренессанс трамвая: как возрождается этот вид транспорта в Москве и где будут новые линии

В эти выходные в Москве пройдет Парад ретротранспорта, и его главными действующими лицами станут трамваи. В канун этого события корреспондент сети районных сообществ М125 Сергей Демидов специально для «Московских новостей» рассказывает о второй молодости московского трамвая: как его возрождают сейчас, где строят новые линии и что нас ждет на параде.

Возрождение трамвая в XXI веке: возвращение линий и новые вагоны

Московский трамвай — один из главных юбиляров этого года, весной ему исполнилось 125 лет. Первый электрический трамвай поехал по улицам города 6 апреля 1899 года, его маршрут проходил от Бутырской заставы до Петровского парка. Со временем трамваи вытеснили из Москвы легендарные конки, и с тех пор без них трудно представить столицу.

Первый электрический трамвай в Москве
Первый электрический трамвай
Фото: Дептранс Москвы

Постепенно они приходили и в отдаленные районы Москвы: в Тушино, Чертаново, Новогиреево, Строгино. Но затем для трамвая настали непростые времена. Особенно трудно было в 1990–2000-х годах. Тогда трамвайная сеть сокращалась, закрыли линии по проспекту Мира и Ленинградскому проспекту, по улицам Нижняя Масловка и 8-го Марта, по Трифоновской и Двинцев. Некоторые маршруты отменили или сократили, да и парк вагонов начал устаревать. По некоторым данным, в конце 1990-х трамваями пользовались всего до 200 тыс. человек в сутки.

С начала 2010-х московский трамвай будто переживает вторую молодость. В 2012 году восстановили линию по Лесной улице, которую закрыли за 4 года до этого. В 2013-м трамваи вернулись на Волоколамское шоссе, вновь заработала линия к метро «Сокол». А с осени 2017-го они снова стали ходить к Белорусскому вокзалу.

В том же, 2017 году случилось еще одно знаковое событие: по Москве впервые поехал современный российский низкопольный трамвай «Витязь-М». Его премьера состоялась на 17-м маршруте от Медведково до Останкино. С тех пор «Витязи» составляют основу трамвайного парка города. С 2021 года начали курсировать и мини-версии «Витязей» — вагоны серии «Львенок». 

Трамвай «Витязь-М»
Трамвай «Витязь-М»
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Как результат, трамваи в Москве вновь стали популярными. Ежедневно на них совершают около 700 тыс. поездок

Более того, именно с трамваев началась постепенная отмена турникетов в московском транспорте. В вагонах «Витязь-М» их не было изначально, заходить можно было во все двери. Главное — не забывать оплачивать проезд!

Новые трамвайные линии: от Энтузиастов до Курского, от Чистых прудов к трем вокзалам

Останавливаться на достигнутом не собираются. Сейчас в Москве не только ремонтируют уже существующие пути, но также готовятся возродить старые маршруты и запустить новые.

В апреле началось строительство новой линии по улице Сергия Радонежского. Она соединит два разрозненных участка между метро «Площадь Ильича» и Андроньевской площадью. Сейчас там уже укладывают рельсы, параллельно благоустраивают прилегающую территорию. В будущем по этой линии планируют запустить прямой маршрут от шоссе Энтузиастов до Курского вокзала.

Новая трамвайная линия по улице Сергия Радонежского, проектное решение
Новая трамвайная линия по улице Сергия Радонежского, проектное решение
Фото: Сергей Собянин / VK

Кроме того, восстанавливают историческую линию на Трифоновской улице — трамваи вернутся туда спустя 30 лет. Работы ведут поэтапно, поочередно перекрывая некоторые участки улицы. В планах также строительство участка пути по улице Гиляровского между Трифоновской и Рижским вокзалом. По всей этой линии трамваи запустят уже в следующем году.

В будущем планируют построить трамвайные пути по проспекту Академика Сахарова. Этот участок свяжет Чистые пруды с Комсомольской площадью. Благодаря этому можно будет без пересадок доехать от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов и Сокольников. 

Новая трамвайная линия по проспекту Академика Сахарова, проектное решение
Новая трамвайная линия по проспекту Академика Сахарова, проектное решение
Фото: mos.ru

Вместе со строительством новых трамвайных линий модернизируют и действующие. В частности, обособляют пути от проезжей части, а еще возводят приподнятые платформы, чтобы пассажирам было легче заходить в вагоны.

Кроме того, идет реконструкция трамвайного депо имени Апакова на Шаболовке. В нем закончили устройство основных конструкций производственного корпуса и уже монтируют рельсы.

А в конце мая начались испытания первого в России беспилотного трамвая. Сейчас он в тестовом режиме курсирует без пассажиров на маршруте №10 от Строгино до метро «Щукинская».

Топ-5 трамвайных маршрутов Москвы

  • Трамвай «А» — легендарная «Аннушка», которой посвящают литературные произведения. Курсирует от Новоконной площади до метро «Чистые пруды».
  • Трамвай 17 — самый популярный в Москве, в будни на нем совершается почти 54 тыс. поездок.
  • Трамвай 25 — самый романтичный, проходит через Останкино, ВДНХ и парк «Сокольники».
  • Трамвай 27 — на этом маршруте есть старейший в Москве павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд».
  • Трамвай 39 — самый туристический, из окна можно увидеть здание МГУ им. Ломоносова, Даниловский рынок, Донской монастырь, высотку на Котельнической и другие достопримечательности.

Что будет на Параде ретротранспорта: конки, «Татры» и X-фактор

Специалисты продолжают работать над будущим столичного трамвая, а пока что у москвичей есть возможность отправиться в прошлое. В субботу 13 июля пройдет традиционный Парад ретротранспорта в честь Дня Московского транспорта. Колонна стартует в 11:00 от «Новокузнецкой». А с 11:30 до 18:00 пройдет выставка вагонов на Чистопрудном бульваре.

Возглавит парад легендарная конка с лошадьми — предшественник электрического трамвая. Среди участников будут и легендарные «Татры», и даже особый гость из Дзержинска — уникальный трамвай серии «Х», который выпустили еще в 1936 году. Вместе с трамваями москвичи увидят и ретроавтомобили. Можно будет взглянуть на «Волгу», «Москвичи» и другие модели. Всего же в параде примут участие более 50 исторических трамваев и авто.

Помимо выставки ретротранспорта, будет и большая развлекательная программа. Для зрителей выступят участники проекта «Музыка в метро», Академический хор Московского метрополитена и другие коллективы.

Это будет уже второй транспортный парад в этом году. Первый был 6 апреля, как раз в день 125-летия московского трамвая. Тогда ретровагоны красовались на площади у Белорусского вокзала.

Несмотря на свой почтенный возраст, московский трамвай не собирается останавливаться на достигнутом. Уже сейчас более чем на 95% обновили парк вагонов, теперь же строят новые линии. При этом не забывают и о славном трамвайном прошлом. Так что трамвай действительно можно назвать визитной карточкой Москвы.

Куда еще сходить в День Московского транспорта

Северный речной вокзал

13 июля в 10:00 здесь устроят красочный забег вдоль Химкинского водохранилища, его участников будут обсыпать разноцветными красками. Также гостей ждут бесплатная раздача мороженого, выставка робототехники, различные мастер-классы, школа вождения самокатов, фотозона и огненное шоу в 21:00.

Южный речной вокзал

Также в субботу здесь появятся детская площадка с батутом, игровые автоматы с ретроиграми, фотобудка для совместных фотографий. С 12:00 до 14:00 пройдут мастер-класс по изготовлению флорариумов, леции и викторины. На сцене с 14:00 до 16:00 выступят артисты проекта «Музыка в метро» и диджеи — с 17:00 до 19:00.

Павильон «Депо» у метро «Щукинская»

13 июля с 12:00 до 17:00 здесь пройдут творческие занятия и мастер-классы для всей семьи. Для детей здесь проведут квизы, а взрослые гости насладятся диджей-сетом.

Воробьевы горы

14 июля Музей транспорта Москвы проводит ежегодный городской фестиваль «Ретрорейс». Здесь можно будет увидеть автомобили, которые ездили по столице в 1980–1990-х годах, 17 автобусов разных эпох. Гостей ждут экскурсионные ретроавтобусы, которые будут курсировать по району Раменки, лекции, концерты артистов и многое другое. Вход на мероприятие бесплатный по регистрации.

Копировать ссылкуСкопировано