О герое: Дмитрий, 20 лет, народный картограф из Москвы. Учится в МГТУ им. Баумана, редактировать онлайн-карты начал в 14 лет. С этого времени Дмитрий вносит изменения в карту Москвы, его родного города, почти каждый день. Все это помогает пользователям карт лучше ориентироваться в городе: строить маршруты и находить нужные места. Всего за 6 лет Дмитрий внес 113 тыс. изменений и поднялся на 286-е место в рейтинге сервиса из более чем 650 тыс. пользователей.

В чем суть такого хобби, как редактирование карт?
Суть этого хобби в улучшении компьютерной копии мира, который окружает нас с вами. Всегда кажется, что вы знаете все дорожки возле своего дома или где ближайший магазин продуктов. Но представьте, что кто-то решил прийти к вам в гости. Он никогда не был в этом месте, и для него найти вход в подъезд, а тем более в магазин будет сперва весьма непросто. Сейчас, конечно, трудно представить, что кто-то пойдет наугад искать магазин или вход в подъезд: каждый вначале попробует найти что-то в картах. В этом и заключается хобби редактирования карты — вы делитесь своими знаниями с миллионами пользователей картографических сервисов «Яндекса».
Как вы узнали о существовании такого хобби?
О редактировании карты как хобби я узнал, по сути, случайно. Изучая маршрут, заметил неточность в карте недалеко от места, где я бывал. Решил сообщить о ней, и в «Яндекс Картах» появилось сообщение наподобие «Попробуйте исправить неточность самостоятельно через редактор «Яндекс Карт». Мне показалось интересным попробовать повлиять на карты напрямую, а не описывая желаемые изменения для кого-то. И я начал редактировать «Народную карту» — это название редактора «Яндекс Карт» — с целью поделиться своими знаниями.
«Народная карта» — это сервис, в котором пользователи могут редактировать карту с помощью тех же инструментов, что и картографы «Яндекса». А после модерации внесенные ими изменения появляются в «Яндекс Картах» у всех пользователей.
Что для вас является самым интересным и увлекательным в редактировании карт?
Среди самых интересных для меня слоев — так называются виды объектов в «Народной карте» — могу, пожалуй, выделить дороги и растительность. Создать или изменить сложную дорожную развязку так, чтобы каждый водитель, построив маршрут по ней в «Яндекс Картах», смог добраться до нужного места и ему не пришлось проехать «сквозь стену», бывает непростой задачей, но очень увлекательной.
А рисование растительности — весьма медитативный процесс. Процесс детализации парка или сквера так, чтобы в «Яндекс Картах» было видно, где в парке газон, где деревья, а где дорожка или фонтан, требует усидчивости. После нескольких правок процесс затягивает и начинает казаться успокаивающим. Вы начинаете концентрироваться только на том, чтобы линии были плавными, а виртуальный парк — красивым.

Как редактирование карт повлияло на ваше восприятие города и его инфраструктуры?
Определенная «профдеформация» с опытом появляется, как и в любой другой сфере. Например, когда я иду куда-то с «Яндекс Картами» и замечаю, что карта не сходится с реальностью, обязательно акцентирую свое внимание на этом, чтобы потом исправить ошибку с помощью «Народной карты».
Интересной особенностью такого хобби еще могу назвать, что оно позволяет лучше ориентироваться на местности, которую видел только на карте. Зная правила рисования карты, можно мысленно воссоздать себе виртуальную копию места и представить по ней свой маршрут.
Как реагируют друзья на ваше необычное хобби?
В основном с удивлением и интересом. Практически все считают, что редактирование карты — это очень секретный и сложный процесс, который происходит где-то в глубинах картографического производства специализированной компании, и пользователи в нем не участвуют.
Что вообще нужно знать и уметь для того, чтобы начать редактировать карты, и с какого возраста можно начать это делать?
Рисование «Народной карты» — это хобби, которое подойдет любому вне зависимости от возраста. Для первых правок — так называются изменения данных в «Народной карте» — будет достаточно кратких инструкций, которые вы увидите в интерфейсе при входе в «Народную карту». А для более сложных, таких как, например, рисование полноценной дорожной развязки, потребуется изучить правила с примерами. В любом случае не стоит переживать, в «Народной карте» есть опытные пользователи и сотрудники «Яндекса», которые тщательно проверят ваши изменения и подскажут в случае ошибок. Поэтому вы сможете научиться рисовать карту не хуже опытного картографа.
Как вы решаете, какую информацию необходимо добавить или изменить и какие источники данных используете для актуализации информации на картах?
Для того чтобы понять, какую информацию нужно добавить или изменить на карте, необходимо сравнивать спутниковые и аэроснимки со схематичным обозначением объектов на карте. Кроме этого, в «Народной карте» есть другие источники: панорамы улиц и так называемые «зеркала» — это снимки, сделанные пользователями с помощью приложения «Народной карты» из машины или во время прогулки. Их основным плюсом является частота обновления: зеркала обновляются куда чаще, чем панорамы.

Одним же из самых актуальных источников данных я бы назвал сигналы от пользователей. Даже если у вас нет возможности отредактировать карту самостоятельно, вы можете через «Яндекс Карты» отправить сообщение с текстом и фотографией о том, что нужно что-то изменить, добавить или убрать. Часть из этих сообщений попадет в картографическое производство «Яндекса», а часть — в «Народную карту», где другие пользователи могут внести необходимые изменения. Пользователи могут редактировать не все виды объектов — подробно это тоже прописано в правилах «Народной карты».
Какое место в Москве вы считаете самым сложным для картографирования и почему?
Выделить одно конкретное место трудно. «Уровень сложности» зависит от того, что нужно отредактировать. Например, если говорить о зданиях, то в качестве сложных мест я бы выделил центр Москвы, там много домов, которые стоят вплотную друг к другу — как в Санкт-Петербурге. Поэтому их редактирование становится кропотливой работой: нужно изменять геометрию многих объектов, и она обязательно должна быть синхронизирована с другими.
Если же говорить о дорогах, то одним из самых трудных мест я бы назвал любимую у многих водителей Таганскую площадь — кажется, это одна из самых сложных дорожных развязок города.
Какие изменения в карте, которые вы внесли за годы редактирования, вы считаете наиболее значимыми?
Наверняка многие водители во время поездки с «Яндекс Картами» замечали, что в одном из углов экрана есть знак ограничения скорости, и Алиса при ведении по маршруту предупреждает: «Впереди камера на 60». Эти данные «Яндекс Карты» берут в том числе из «Народной карты»: каждому участку дороги картографы указывают ограничение скорости. Именно с этим и связана одна из моих наиболее значимых правок — я изменил ограничения скорости на центральных улицах Москвы (Моховой, Воздвиженке, Театральном и Якиманском проездах). В «Народной карте» у многих улиц было указано ограничение 60 км/ч, что не соответствовало действительности.
Центр организации дорожного движения периодически расширяет «медленные зоны», где действует ограничение скорости 50 или 30 км/ч, центральные улицы Москвы как раз вошли в «медленную зону» — на всех выездах на них были установлены знаки «Зона 50 км/ч». Чтобы внести такую масштабную правку, потребовалось много времени на изучение снимков с зеркал, панорам и новостей ЦОДД и Дептранса.
В результате это, на первый взгляд, незначительное изменение подскажет миллионам водителей верное ограничение скорости, а возможно, позволит избежать штрафа за ее превышение.
Были ли у вас какие-либо трудности или вызовы в процессе редактирования карт? Как вы с ними справлялись?
Трудности возникают, когда появляется случай, который нельзя однозначно толковать с основой на правила «Народной карты». В таких ситуациях помогает изучение смежных разделов правил или консультация с сотрудниками «Яндекса». Но если верное решение найти не удается, то можно привлечь службу поддержки «Народной карты». Там разберут указанный случай и при необходимости внесут изменения в правила, чтобы избежать неясности толкования в будущем.
Как вы взаимодействуете с другими народными картографами?
Для взаимодействия с другими народными картографами есть онлайн-чат прямо в «Народной карте». Как правило, этого достаточно для базовой коммуникации. Помимо личных чатов, в «Народной карте» есть общий чат, куда может вступить любой пользователь, даже новичок, который только учится рисовать карту, — ему подскажут в случае вопросов, как лучше поступить. Я и еще несколько народных картографов являемся администраторами чата. Мы помогаем сотрудникам «Яндекса» поддерживать комфортную и дружелюбную атмосферу в чате, а также помогаем разобраться в спорных вопросах, так как обладаем достаточным уровнем экспертизы во многих слоях.
Получали ли вы когда-нибудь обратную связь от пользователей Карт по поводу ваших изменений?
Как правило, обычно, редактируя карту, вы не узнаете, скольким людям помогли. Но есть случаи, когда пользователь пришел в «Народную карту» со своей проблемой, но не знает, как ее решить так, чтобы это было верно с точки зрения правил.
Такие пользователи часто возвращаются после публикации изменений поблагодарить, некоторые даже делятся скриншотами сообщений в местных чатах о том, как стало удобнее, например, проезжать к дому в СНТ.
Какие советы вы бы дали новичкам, которые хотят начать редактировать карты?
Делать первые правки на местности, которую новички хорошо знают лично, и изучать краткие инструкции по добавлению или изменению конкретного объекта. Это поможет избежать типовых ошибок при редактировании карты.