Обновление от 11.12.24
По подозрению в убийстве главы страховой компании UnitedHealthcare Брайана Томпсона полиция Пенсильвании задержала 26-летнего Луиджи Манджионе. У него изъяли пластиковый пистолет, вероятно, изготовленный на 3D-принтере, и поддельные документы. Также у подозреваемого обнаружили рукописный манифест с угрозами в адрес компаний, занимающихся медстрахованием.
Далее следует оригинальный текст от 9.12.24
В Америке новый народный герой: молодой человек с очаровательной улыбкой в ветровке с капюшоном цвета хаки. Он использует ветеринарный пистолет со встроенным глушителем и пишет на гильзах слоганы типа «свергай» и «отказывай». Народ массово скупает такие же куртки, в Нью-Йорке проводят конкурс косплееров на него. Одна проблема: этот человек — убийца, находящийся в активном розыске.
После убийства главы страховой компании UnitedHealthcare Брайна Томпсона полиция Нью-Йорка традиционно обратилась за помощью к жителям города, мол, если вы видели подозреваемого или обладаете какой-либо информацией, позвоните по горячей линии, все как обычно.
Как правило, в ответ на такие запросы подскакивает целое сообщество онлайн-детективов. В этот раз ответом было оглушительное молчание. Вместо этого обитатели Сети бросились заваливать отрицательными отзывами маленький нью-йоркский хостел, где останавливался подозреваемый. Все потому, что администрация хостела честно сотрудничала с полицией и рассказала, что знает.
В других углах англоязычного интернета — плохо скрываемое ликование. Последний раз убийство человека в США вызывало такой энтузиазм в 2011 году, когда «морские котики» ликвидировали Усаму бен Ладена. Но то был архитектор крупнейшего теракта в истории США. А тут — расстрелянный средь бела дня американский бизнесмен. Причем зубоскалят не только и не столько в традиционно маргинальных местах типа 4chan — в полном отсутствии сострадания к погибшему и его семье расписываются в сообществах медсестер и врачей.
Если ничего не знать об американской системе медицинского страхования, понять народную любовь к убийце страховщика достаточно сложно. Поэтому немного контекста.
Купил страховку? Сначала еще дополнительно потрать определенную сумму, чтобы она заработала. Попал к врачу? Это должен быть врач из реестра страховой компании, иначе — плати. Вызвал скорую? В половине случаев скорая увезет тебя в больницу, которая не работает с твоей страховой, так что плати сам. Врач прописал процедуру, и он входит в реестр, и больница правильная, и страховка ее даже покрывает? Сотрудник страховой может просто решить, что процедура не нужна. Ему виднее, чем медику.
А в случае UnitedHealthcare решение об отказе принимает даже не сотрудник, а ИИ. У компании самый высокий в отрасли процент отказов по страховым обращениям — больше 30%. За этой цифрой — десятки и сотни врачей, замученных препирательствами со страховыми клерками. А еще тысячи людей, недополучивших необходимое лечение или получивших гигантские чеки, несмотря на наличие страховки. Это потерявшие близких люди, вдовы, сироты, которые уверены, что их родные были бы сегодня живы, если не жадность страховщиков. В представлении обывателя именно из этих сломанных судеб складывается многомиллиардная прибыль UnitedHealthcare и многомиллионные гонорары лично Брайана Томпсона.
В американской прессе XIX века был популярен термин «бароны-разбойники». Им обозначали откровенно и демонстративно безнравственных промышленников и нефтедобытчиков, кровососов, втаптывающих в грязь всех вокруг, и особенно — простых людей. Например, героя Дэниэла Дэй-Льюиса в фильме «Нефть». Бароны-разбойники в Америке XXI века — это как раз страховщики, ну и еще Джефф Безос. В прошлый раз восхождение баронов-разбойников спровоцировало волну политического насилия: за вторую половину XIX века убили трех президентов и нескольких конгрессменов, а покушений было вообще без счета.
Другое дело, что рынок в рамках позднего капитализма обязательно отреагирует на этот вызов. Но, конечно, не путем понижения стоимости страховки или повышения ее качества. А путем резкого роста выручки ЧОПов, телефоны которых прямо сейчас обрывают топ-менеджеры страховых компаний.
Фото обложки: Justin Lane / EPA / TASS