Россиян защитят от звонков телефонных мошенников при помощи технологии, распознающей подозрительные входящие звонки. Разработку, помогающую блокировать телефонные номера, с которых звонят мошенники, представили Тинькофф Банк и Сбер совместно с российскими мобильными операторами.
- Антифрод-платформы (от англ. fraud — «мошенничество») позволяют выявлять подозрительные звонки в режиме реального времени и оперативно передавать информацию банкам.
- В свою очередь, коммерческие организации смогут блокировать снятие средств клиента сразу после совершения звонка мошенниками.
Детали проектов антифрод-платформ от банков
Тинькофф Банк запустил антифрод-платформу Tinkoff Call Defender в сотрудничестве с «МегаФоном», МТС, Tele2 и «Тинькофф Мобайл».
- Сервис разработан мобильными операторами.
- Также в системе применены и собственные технологии Тинькофф Банка по противодействию мошенничеству.
Сбер также начал выявлять телефонное мошенничество в режиме реального времени.
- Банк объединил усилия с Tele2 и «МегаФоном». В процессе подключения к платформе находятся МТС и «Билайн».
Проект по борьбе с подменой номеров мошенниками вскоре планирует запустить и ВТБ.
- Банк завершил пилотный проект и планирует запускать работу антифрод-платформы в ближайшее время.
- Детали проекта и параметры технологии в банке не раскрывают из соображений безопасности.
В чем суть антифрод-платформы
Антифрод-платформа автоматически анализирует входящие звонки на номера клиентов банков.
- Платформа предусматривает обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени. С помощью специального программного обеспечения в момент вызова происходит автоматическая синхронизация данных участников сервиса и выявление подозрительных телефонных звонков.
- Когда клиент получает входящий звонок с номера мобильного, платформа маркирует его по типу – «подменный номер», «потенциально опасный номер» или «нейтральный и полезный номер».
- Если система устанавливает, что номер – подозрительный или подменный, в службу безопасности (СБ) банка приходит сообщение о возможном мошенничестве.
- Далее сотрудники СБ могут приостановить операции по банковской карте до выяснения обстоятельств.
Телефонное мошенничество в 2020 году
Во время пандемии число обманов россиян с помощью телефонных звонков возросла в несколько раз. По официальным данным Центробанка России, за первые 6 месяцев 2020 года было заблокировано более 9,7 тысячи мошеннических телефонных номеров – это в 4 раза больше, чем за первые полгода 2019-го.
- Общий объем операций, совершенных без согласия клиентов, в январе-июне 2020 года составил примерно 4 миллиарда рублей, из них банкам удалось вернуть лишь 12% (около 485 миллионов) похищенных средств.
- Около 80% злоумышленников звонили людям якобы от лица различных финансовых организаций, при этом они использовали технологии подмены телефонных номеров.
По данным Генеральной прокуратуры, в 2020 году мошеннические схемы с использованием IT-технологий заняли 25% от всех зарегистрированных преступлений.
- В январе - августе 2020 года количество краж с банковских счетов россиян составило больше 107 тысяч, что вдвое больше показателей за такой же период 2019 года.
- 42% мошенничеств совершается при помощи мобильной связи.
- Рост телефонных преступлений зафиксирован в 90% регионов. Больше всего случаев мошенничества и хищения средств с банковских карт зафиксировано в Саратовской (2,2 тысячи) и Омской (1,7 тысячи) областях.