Мир в огнеДетали

Российские банки закрывают офисы и переходят в онлайн. Но это не связано с кризисом

Все больше людей предпочитают получать финансовые услуги удаленно. По той же причине «Сбер» и ВТБ меняют пластиковые карты на цифровые, а ЦБ обязал банки подключить платежи по QR-кодам к октябрю 2021 года.

Что произошло

В России за год закрылось больше 1,5 тыс. отделений банков. Это около 5%.

Детали

Финансовые организации отказываются от отделений почти во всех регионах страны. О закрытии офисов рассказали в ВТБ, Газпромбанке и Росбанке, но Сбербанк, напротив, увеличил их количество. 

Контекст

Эксперты связывают закрытие отделений банков с цифровизацией регионов и переходом услуг в онлайн. По тем же причинам «Сбер» и ВТБ меняют пластиковые карты на цифровые.

Тенденция

В онлайн переходят не только банки, но и бизнес. Тенденция усилилась во время пандемии, когда магазинам пришлось искать альтернативные каналы продаж.

Что произошло

По данным Центробанка, в начале августа 2021-го общее количество отделений 376 действующих в России банков составило 28 тыс. Это на 5% меньше, чем в 2020 году, то есть за год закрылось больше 1,5 тыс. офисов. В свою очередь, в 2020 году количество работающих отделений сократилось по сравнению с 2019-м на 4%. 

В первую очередь банки ликвидируют или реорганизуют операционные кассы, филиалы и головные офисы в регионах.

Детали

  • Закрытия зафиксированы во всех регионах, кроме республик Ингушетия и Тыва, а также Пензенской области. Больше всего ликвидированных офисов и отделений насчитали в Москве — 212, в Санкт-Петербурге — 111 и Московской области — 103. Пятерку замыкают Югра и Тюменская область.
  • Больше всего — на 31,6% — за год уменьшилось количество представительств банков, которые не ведут финансовых операций и созданы для защиты интересов клиентов на определенной территории. 
  • В некоторых финансовых организациях тенденцию подтвердили. В ВТБ отметили, что сократили дублирующие друг друга офисы и заменили старые отделения современными. В Газпромбанке рассказали, что закрыли 19 офисов, Росбанк закрыл порядка 30 офисов.
  • При этом другие банки, напротив, увеличили число офисов. О расширении сети сообщили в Сбербанке, МКБ, Россельхозбанке, «Русском стандарте» и «Санкт-Петербурге». 

Контекст

В Госдуме связали закрытие отделений банков с цифровизацией регионов. Замглавы Комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский отметил, что это большая заслуга разработчиков программ и граждан, которые быстро научились получать финансовые услуги онлайн.

  • В ЦБ подтвердили, что услуги переходят в онлайн и в закрытии отделений банков нет тревожных сигналов, а сокращение количества дополнительных офисов компенсировано увеличением цифровых каналов доступа к финансовым услугам: онлайн можно не только оплачивать товары и услуги, но и взять кредит или оформить страховку. 
  • В качестве примера в Центробанке привели показатели рекордного роста доли безналичных платежей в розничном обороте, который по итогам 2020-го составил 70,3%. Но также там отметили важность сохранения офисов для личного взаимодействия с клиентами. 
  • Несмотря на сокращение количества отделений банков, количество мест, где можно получить финансовые услуги, растет: в большинстве отделений почтовой связи можно проводить определенные банковские операции, а на кассах некоторых магазинов можно получить наличность.
  • Цифровизация коснулась и банковских карт: Сбербанк и ВТБ заменяют пластиковые карты на виртуальные. К 2023 году банки планируют заменить до половины карточек на цифровые.
  • Также ЦБ обязал банки настроить в Системе быстрых платежей возможность мгновенной оплаты по QR-кодам к октябрю 2021 года.

Тенденция

В онлайн переходят не только банки, но и бизнес. Аналитики отмечают, что катализатором развития онлайн-торговли стала пандемия COVID-19 в 2020 году, когда магазинам пришлось искать альтернативные каналы продаж.

  • Быстрее остальных развивается продажа продуктов онлайн. За последние полгода интернет-продажи продуктов в России выросли почти втрое. Средний чек снизился из-за увеличения частоты заказов доставки: за этот период их количество выросло почти в 4 раза, до 118 млн.
  • По мнению аналитиков, причиной такого роста онлайн-торговли продуктами стала пандемия коронавируса в 2020 году, после которой у потребителей сформировалась привычка заказывать продукты в интернете, особенно у жителей крупных городов. За прошлый год аудитория активных клиентов сервисов доставки выросла более чем на 40%, до 60 млн человек, подсчитали аналитики. 
  • Также растет спрос на онлайн-покупку товаров повседневного использования: увеличивается популярность сервисов Ozon и Wildberries. По сравнению с прошлым годом Ozon увеличил оборот товаров в 2 раза, а Wildberries — в 2,5.
  • Тем не менее эксперты считают, что закрытие обычным магазинам не грозит и дальнейший рост онлайн-продаж вряд ли будет столь же впечатляющим. Сервисы доставки менее прибыльны, чем торговые точки, а также отличаются более узким ассортиментом. По мнению руководителя направления онлайн-торговли «NielsenIQ Россия» Александра Шуркаева, подтолкнуть дальнейшее развитие онлайн-торговли может региональная экспансия сервисов, развитие ассортимента и запуск доставки алкоголя.

Фото обложки: Виктор Драчев / ТАСС