КиберпанкДетали

Российские власти подготовили требования к дронам, которые будут участвовать в эксперименте по доставке грузов в Томской области

Беспилотные летательные аппараты весом более 30 кг планируют применять для доставки тяжеловесных грузов, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ.

Что произошло

Российские власти подготовили требования к экспериментальной зоне в Томской области, где будут тестировать беспилотники, доставляющие грузы.

Детали

Дроны весом более 30 кг планируют применять для доставки тяжеловесных грузов, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ.

История вопроса

В России дроны необходимо регистрировать, а для полетов выше 150 метров нужно предоставлять в госорганы план этого полета.

Мировая практика

В мире беспилотники часто используют для транспортировки грузов. Компания Zipline в Африке доставляет медицинские грузы в труднодоступные районы.

Что произошло

  • Власти подготовили требования к «песочнице» по беспилотной доставке в Томской области. В ней примут участие 13 организаций, сообщает РБК со ссылкой на проект постановления правительства РФ.
  • Издание сообщает, что в разработке документа принимали участие Минэкономразвития (представитель министерства подтвердил разработку документа), Минтранс, Росавиация, Фонд перспективных исследований и администрация Томской области.
  • «Цифровые песочницы» позволяют тестировать новые технологии на определенной территории, временно отменив существующие законодательные ограничения. Планируется, что срок действия экспериментального режима составит 3 года.

Детали

  • В Томской области в рамках механизма «цифровой песочницы» планируется применять беспилотники весом более 30 кг для доставки тяжеловесных грузов (до 1,5 тыс. кг), аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ, следует из проекта постановления.
  • В эксперименте будут участвовать компании ПЛАЗ, «Аэромакс», «Тайбер», научно-производственное предприятие «Радар ммс», Национальный центр вертолетостроения им. Миля и Камова, ТАиП, «КБ Русь», «Индустриальные дроны», Институт теплофизики им. Кутателадзе Сибирского отделения РАН, «СибАэроКрафт», Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина.  
  • Оператором опытного района станет компания «Региональный оператор «Беспилотные системы». Она будет регистрировать, хранить и обрабатывать все данные об эксперименте в специальной системе «Купол», разработанной томскими учеными. Выдавать акт оценки пригодности беспилотника будет Авиационный сертификационный центр «СибНИА-Тест».
  • Каждый беспилотник, участвующий в «песочнице», будет застрахован минимум на 1 млн рублей, а работающий с дронами персонал — минимум на 500 тыс. рублей.
  • Управлять устройствами на всех стадиях будут люди с навыками управления дронами — внешние пилоты. Они будут формировать полетное задание, загружать маршрут в устройство и отправлять в Госкорпорацию по организации воздушного движения.
  • Маршрут грузового дрона должен будет проходить за пределами крупных населенных пунктов, диспетчерских зон аэродромов, зон ограничения полетов, а также мест проведения публичных мероприятий. Местных жителей будут предупреждать о полетах, если беспилотник будет пролетать на расстоянии до 10 км от их населенного пункта.
  • При потере связи с БПЛА устройство переходит в автоматический режим полета, но это будет рассматриваться как аварийная ситуация.

История вопроса

  • В России полеты беспилотных аппаратов регулируются с марта 2016 года, когда вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов. Тогда были определены понятия «пилотируемое воздушное судно», «беспилотное воздушное судно», «беспилотная авиационная система». По прогнозам, к 2021 году число зарегистрированных в России дронов достигнет 20–25 тысяч.
  • В октябре 2019 года в России вступила в силу обязательная регистрация беспилотников. Регистрировать предписано дроны с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 кг, созданные в России или ввезенные из-за границы. При этом правила не затрагивают БПЛА иностранных участников спортивных соревнований. Полет неучтенного беспилотника квалифицируется как нарушение правил использования воздушного пространства, а штрафы составляют до 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. рублей — для юридических.
  • Без подачи плана на полет беспилотникам разрешено летать в России на высоте до 150 метров. Правила для легких дронов изменили в феврале 2020 года. При этом полеты не могут выполняться над определенными территориями, к которым относятся районы аэропортов, запретные зоны, места проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий. В этих случаях владельцам БПЛА придется получать временное разрешение на использование воздушного пространства.
  • В России грузы доставляются дронами — пока только в рамках экспериментов. Так, «Почта России» заявила, что в 2022 году протестирует доставку посылок беспилотниками. Компания уточнила, что будет использовать БПЛА самолетного типа, их максимальная грузоподъемность составит 20 кг, дальность полета — 1200 км, а максимальная скорость — 150 км/ч.
  • В настоящее время в соответствии с Правилами использования воздушного пространства РФ, беспилотники могут использоваться только после подачи в госорган плана полета. Нужно получить разрешение, а в некоторых случаях — лицензию на транспортировку грузов. При отсутствии разрешения и плана использования воздушного пространства нарушитель будет наказан штрафом (от 100 тыс. рублей и выше) или приостановлением деятельности до 90 дней.

Мировая практика

Одной из первых в сфере доставки дронами стала американская компания Amazon, которая начала применять коптеры для транспортировки заказов покупателям. Преимущество такой доставки — в скорости и отсутствии пробок, а также в сокращении расходов на работу курьера, ремонт транспорта и топливо.

  • В 2020 году Amazon получила в США разрешение на доставку товаров дронами. Сертификат авиаперевозчика компании выдало американское Федеральное управление гражданской авиации (FFA). О проекте Amazon Prime Air, который предусматривает доставку товаров с помощью беспилотников, компания заявила еще в 2013 году. Она предложила выделить для дронов отдельные воздушные коридоры на высоте 60–122 метров. 
  • DHL провела первые летные испытания дронов в 2013 году в Германии, а после тестировала беспилотники еще несколько лет. Для проведения полетов DHL получила официальное разрешение от авиационных властей, а сама зона полетов была закрыта для гражданской авиации. В 2019 году сообщалось, что DHL Express запустила первый регулярный маршрут автоматизированной доставки дронами в городских условиях — беспилотник доставил посылку от сервисного центра до клиента, длина маршрута составила 8 км.
  • В 2016 году калифорнийская компания Zipline по договоренности с правительством Африканского государства Руанда приступила к доставке донорской крови и медикаментов с помощью БПЛА. Аппарат приносит посылки в место назначения (как правило, это труднодоступные районы), сбрасывает груз на парашюте и улетает обратно в логистический центр. Сейчас компания работает также в Гане, Нигерии, сотрудничает с компанией Walmart.
  • Доставка с помощью беспилотников распространена и в Китае. С 2021 года там вступил в силу первый национальный стандарт экспресс-доставки грузов беспилотными летательными аппаратами. Над его разработкой трудились китайская компания EHang, а также JD.com и ZTO Express.

По прогнозам экспертов, объем рынка беспилотников в мире к 2022 году продолжит расти и достигнет $22,15 млрд. В 2015 году его объемы оценивались в $5,93 млрд.

Копировать ссылкуСкопировано