Что происходит
В Минобрнауки подтвердили, что РФ откажется от Болонской системы и разработает уникальную модель высшего образования.
Контекст
Болонская система предполагает разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру. В Болонском соглашении участвуют 49 стран, в том числе и Россия.
За чем следить
Госдума и Совфед готовят законопроекты, которые предполагают постепенный возврат к модели специалитета.
Что говорят
Эксперты отмечают, что страны-участницы Болонского соглашения продолжат признавать дипломы российских специалистов, но процедура будет «длинная и не бесплатная».
Что происходит
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков подтвердил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную модель высшего образования.
- «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее — за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил министр. Других подробностей реформы он не раскрыл.
Заявления о необходимости отказа от участия в Болонском образовательном процессе уже прозвучали от некоторых высокопоставленных лиц РФ на фоне обострения отношений с Западом.
- Накануне секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев призвал отказаться от Болонской системы и «вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».
- Ранее с критикой Болонской системы выступали вице-спикер Госдумы Петр Толстой, первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин, президент Российской академии образования Ольга Васильева, а также другие политики и эксперты.
Контекст
- Название Болонской системы связано с итальянским городом Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран решили сблизить существующие в Европе системы образования и запустили Болонский процесс (то есть переход на Болонскую систему образования).
- Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, включая Россию. Система подразумевает сопоставимость образовательных программ стран-участниц. Это позволяет им признавать дипломы специалистов, которые учились по Болонской системе, и облегчает процесс обмена студентами и преподавателями.
- Россия перешла на Болонскую систему в 2011 году. Система образования предполагает, что обучение, как правило, делится на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Кроме того, бакалавр может поступить в магистратуру уже по другому направлению (другой специальности).
- В России некоторые эксперты считают, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить настоящего профессионала. О том, что качество образования в РФ снизилось из-за Болонской системы, заявлял ректор МГУ Виктор Садовничий.
- До Болонской системы в РФ использовалась советская система специалитета. Она она предусматривает 5–6 лет обучения, после чего выпускники получают дипломы специалистов. В некоторых вузах по такой системе работают до сих пор (например, в медицинских), но страны-участницы Болонской системы рассматривают их дипломы как бакалаврские.
За чем следить
Пока неизвестно, как именно будет выглядеть новая модель российского образования. Однако политики и эксперты все чаще высказываются в пользу постепенного возвращения к специалитету.
- В Госдуме готовят законопроект, который сделает специалитет основной формой получения высшего образования, сообщил первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин. Он уточнил, что, согласно проекту, вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе, «например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации».
- Схожий законопроект разработали и в Совете Федерации. Как пояснила глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, в нем используется формулировка «приоритетно специалитет», что позволит сохранить систему бакалавриата на некоторых специальностях. Она отметила, что отменить Болонскую систему «в одночасье невозможно».
- В январе этого года помощник президента России Андрей Фурсенко предложил постепенно переводить вузы на гибкую образовательную программу «2 + 2 + 2». Она подразумевает, что первые 2 года обучения студенты будут получать фундаментальные знания, вторые 2 года — обучаться по профилю, а последние 2 года — углублять свои познания в магистратуре.
Что говорят
Мнения экспертов разделились: одни уверены, что выход из Болонского соглашения серьезно скажется на качестве российского образования, а другие — что в реальности ничего не изменится.
- Качество образования. В Минпросвещения РФ заявили, что отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета «способен усилить качество подготовки педагогов по всей стране».
- Экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов считает, что выход из Болонского процесса фактически ничего не изменит: «Многие обращают внимание на время подготовки, но кто-то за четыре года получит много знаний, а кто-то и за шесть не получит ничего».
- Доцент Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака заявил, что процесс возврата к специалитету усложнит жизнь студентам и педагогам: «Те вузы, которые сейчас обучаются по двухуровневой системе, будут вынуждены ломать и переделывать все свои учебные планы и программы».
- Признание дипломов. Виктор Болотов сомневается, что, в случае выхода России из Болонского процесса, другие страны перестанут признавать российские дипломы. «Их признавали еще до того, как мы присоединились к процессу, но процедура была длинная и не бесплатная. Признавать будут и сейчас. Только это намного проще происходит, когда мы участвуем в Болонской конвенции», — заключил экс-глава Рособрнадзора.
- Контакты с зарубежными вузами. Ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что Болонская система подразумевает регулярные встречи профильных министров разных стран. «В нынешней ситуации такие встречи вряд ли возможны», — заявил он.
- Николай Кульбака считает, что отказ от Болонской системы «разрушит контакты с зарубежными вузами, которые и без этого уничтожаются».