Что произошло
В сервисах «Яндекса» более 1 млн пользователей подключили функцию округления суммы онлайн-заказа в пользу благотворительности. Об этом сообщила пресс-служба компании.
- С помощью функции чек заказа округляется в большую сторону (до числа, кратного 10, 50, 100 и т.д.) — «лишние» средства направляются в фонды-партнеры социального проекта «Помощь рядом». Опцией можно воспользоваться в сервисах «Яндекс Go», «Маркет», «Лавка» и «Еда».
- Ежемесячно функцией округления пользуются около 1,4 млн раз. С момента ее внедрения в 2020 году пользователи перевели на благотворительность около 408 млн рублей, округлив 58 млн чеков. Активнее всего средства жертвуют москвичи — они направили в фонды 161 млн рублей.
- Также в топе самых деятельных благотворителей оказались жители Санкт-Петербурга (45,2 млн рублей), Екатеринбурга (8,7 млн рублей), Казани (7,3 млн рублей) и Краснодара (6,8 млн рублей).
- Полученные деньги шли на реализацию программы «Поездки для НКО», которая занимается поездками для маломобильных граждан, и программы «Товары для НКО», обеспечивающей фонды продуктами и средствами гигиены.
- Также «Яндекс» самостоятельно направляет в бюджет проекта «Помощь рядом» 12 млн рублей каждый месяц. За 2022 год компания вложила 113 млн рублей, а за время действия программы — 279,5 млн рублей.
В цифрах
По данным опроса маркетплейса «Сравни», более половины россиян так или иначе занимаются благотворительностью.
- Согласно результатам исследования, 24% опрошенных помогают нуждающимся, 14% — больным людям, 12% — приютам для животных, 7% — детским домам, 5% — ветеранам и пожилым людям.
- Как правило, 43% респондентов узнают информацию о благотворительных инициативах из соцсетей, 27% — от знакомых и друзей, 19% — из новостей фондов и других общественных организаций. Еще 11% — на сайтах или в приложениях компаний, которые занимаются благотворительными проектами. Примечательно, что подобные инициативы от бизнеса одобряют 90% россиян.
- «Большинство россиян готовы к регулярным расходам на благие дела: 28% участников опроса тратят на благотворительность в среднем до 500 рублей ежемесячно, 26% — до 1 тыс. рублей, 15% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, к более серьезным тратам свыше 5 тыс. рублей готовы только 5%», — добавили в «Сравни».
Тенденция
- В последние годы поддержка благотворительных проектов стала трендом, и во многом это произошло благодаря цифровизации работы НКО. Так, международные исследования показывают, что все больше людей предпочитают делать онлайн-пожертвования.
- Сегодня в соцсетях можно встретить три основных типа благотворителей: это простые пользователи, которые хотят нуждающемуся человеку и организуют сбор, профессиональные фонды и компании, которые проводят благотворительные акции.
- В России, по данным НИУ ВШЭ, 85% НКО используют соцсети в своей работе. В последние годы значимость интернета для них существенно выросла. Как показывает практика, активное ведение соцсетей позволяет НКО сэкономить на рекламе и маркетинге.
- Цифровизация работы фондов происходит довольно активно — этому способствуют и сторонние организации. Например, недавно Совкомбанк и «Сколково» запустили всероссийский проект «Технологии добра», который нацелен на цифровое развитие социально ориентированных НКО и благотворительных фондов. Авторы инициативы предоставят доступ к своим продуктам на безвозмездной или льготной основе, а также создадут цифровые решения под конкретные отраслевые задачи и многое другое.
- Одним из ярких примеров «удобной благотворительности» считается сайт мэра Москвы Сергея Собянина mos.ru. В октябре 2020 года на нем заработал благотворительный сервис, при помощи которого можно узнавать о социальных программах и переводить им деньги. Отмечается, что к сервису подключены только проверенные организации. С момента запуска москвичи сделали через него более 240 тыс. пожертвований на общую сумму более 82 млн рублей.
Мы непрерывно работаем над тем, чтобы пожертвования с помощью нашего сервиса были максимально удобны. Помощь нуждающимся на странице сервиса доступна без авторизации на портале mos.ru. Кроме того, сделать благотворительный платеж можно вместе с оплатой своих ежемесячных счетов в мобильном приложении «Моя Москва», для этого не нужно переходить на специальную вкладку. В честь особого повода, например дня рождения, в сервисе можно создать свой собственный благотворительный сбор и пригласить друзей и близких помочь нуждающимся вместе.
mos.ru
- Однако на фоне стремительной цифровизации НКО-сектора активизировались и мошенники. В любой соцсети можно встретить фейковые просьбы о помощи больным детям, пенсионерам и др. Нередко мошенники действуют в Сети от лица известных фондов.
- В частности, аферисты могут использовать их логотипы, а также копировать сайты и группы в соцсетях, предупреждают эксперты. Мошенники, как правило, стараются создать в них видимость активности, чтобы вызывать доверие пользователей.
Что делать
«Московские новости» рассказывают, как онлайн-пользователям, которые хотят сделать пожертвование, не нарваться на мошенников.
- Настоящие благотворительные фонды не собирают деньги на личные банковские карты или электронные кошельки. Этим занимаются мошенники.
- Если информация о нуждающемся (например, больном ребенке) есть только в соцсетях, то сбор фейковый.
- Для своих объявлений аферисты зачастую используют фото и видео из интернета. Для того чтобы проверить их подлинность, достаточно «залить» изображения в поиск по картинке в браузере. Если фото есть на сайте фонда или другом ресурсе, то его, скорее всего, украли.
- Нередко аккаунты мошенников в соцсетях блокируются модераторами, поэтому они вынуждены постоянно пересоздавать личные страницы. Если сбор был открыт буквально день назад, то риск нарваться на аферистов высокий.
- Как правило, мошенники крадут данные со страниц реально болеющих людей, после чего меняют в фотошопе имя и фамилию. Отличительная черта фейковых документов — низкое качество изображения.
- Мошенники нередко используют название существующего фонда или копируют его сайт, но указывают другие реквизиты. Необходимо удостовериться, что интернет-портал действительно принадлежит благотворительной организации.
Фото обложки: «Яндекс»