КапиталДетали

Рынок готовой еды «откусывает» долю у ресторанного бизнеса. Трафик в общепите сократился, а продажи кулинарии в супермаркетах взлетели

Из-за COVID-19 ресторанный бизнес понес серьезные убытки в 2021 году, трафик в общепите снизился на 20%. 

Тенденция

Россияне все реже ходят в рестораны, предпочитая более быстрый и дешевый способ утолить голод — готовые блюда в супермаркетах. 

Детали

У россиян больше всего вырос интерес к завтракам, смузи и свежевыжатым сокам. 

Что говорят

Эксперты отмечают, что серьезный удар по ресторанному бизнесу нанесла пандемия COVID-19, вселив в людей страх перед приемом пищи вне дома.

За чем следить

Ритейлеры массово развивают услугу экспресс-доставки продуктов и готовой еды.

Тенденция 

Россияне в 2021 году отдали предпочтение готовой еде в супермаркетах, ее продажи выросли в среднем на 50%, пишут «Известия» со ссылкой на представителей ритейла. 

  • Не столь значительный рост продемонстрировали онлайн-продажи кулинарии: показатель увеличился на 18% за 11 месяцев текущего года. Средний чек вырос на 14% до 1288 рублей. 
  • Трафик в общепите за 2021 год упал в среднем на 20%, при этом цены на блюда в ресторанах увеличились на 15%.
  • Готовое блюдо с прилавка может стоить в 2 раза дешевле ресторанного. Более 85% позиций этого сегмента в магазинах не изменились в цене, остальные 15% подорожали менее чем на 10%.
  • В текущем году значительно увеличилось количество вендинговых аппаратов с готовыми блюдами: продажу через эти автоматы запустил онлайн-гипермаркет «Утконос» и поставщик бортового питания для «Аэрофлота» — «Аэромар». До этого вендинговые аппараты с готовыми блюдами были только у «Азбуки Вкуса» и «ВкусВилла». 
  • Доля продаж собственных торговых марок (СТМ) на рынке товаров повседневного спроса за год увеличилась до 5,5%, в продовольствии она составила 16,7%, сообщает «Российская газета». Доходы россиян снижаются, и покупатели делают выбор в пользу более дешевых товаров, а СТМ, как правило, дешевле и, так как принадлежат ритейлерам, лежат на самых видных местах в магазинах. 

Детали 

  • Традиционно высоким спросом пользуются пироги, вторые — блюда и супы, рассказал директор по развитию «Кулинариума» Иван Тореев.
  • Больше всего выросла популярность напитков собственного приготовления, отметили в «Перекрестке». Увеличились продажи смузи и свежевыжатых соков. Представитель сети отметил, что растет спрос на блюда для перекуса и готовые завтраки — блины, сырники и каши.
  • Россияне предпочитают не готовить в канун Нового года. Почти каждый четвертый (24%) покупает готовую еду в магазине или заказывает ее с доставкой, согласно проведенному в 2021 году Delivery Club опросу. Для новогоднего стола россияне чаще всего выбирают блюда итальянской (37%) или русской кухни (30%).

Что говорят

Эксперты сошлись во мнении, что наиболее сильный удар по ресторанному бизнесу нанесла пандемия COVID-19. 

  • Растущая популярность кулинарии объясняется страхом людей перед посещением ресторанов из-за пандемии и роста цен, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов. Эти факторы, вероятно, будут способствовать дальнейшему росту популярности готовых блюд в магазинах. Миронов считает, что рынок готовой еды «откусывает» долю у ресторанного бизнеса.
  • Дело не только в страхе перед общепитом, но и в регулярном введении ограничений, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Среди других причин ухудшения ситуации на ресторанном рынке эксперт называет развитие онлайн-продаж, расширение предложения за счет развития фабрик-кухонь, а также собственного производства блюд в гипермаркетах.
  • Несмотря на то что доля продаж СТМ сейчас невелика, эксперты прогнозируют ее увеличение. В перспективе она может составить более 50%. 

За чем следить 

На фоне увеличивающегося спроса на кулинарию крупные ритейлеры в 2021 году активно развивают услуги быстрой доставки. 

  • 26 июля 2021 года «Магнит» и Wildberries объявили о тестировании совместной экспресс-доставки продуктов и кулинарии в Краснодаре. 10 декабря сотрудничество распространилось и на другие регионы: Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и Самару. 
  • О расширении числа каналов доставки 9 декабря сообщила сеть «Дикси», объявив о сотрудничестве со «СберМаркетом». 
  • 13 декабря 2021 года «ВкусВилл» объявил о запуске экспресс-доставки в Москве. Сеть обязалась доставлять заказы за полчаса. 
  • 14 декабря стало известно, что экспресс-доставку тестирует и «Лента». В мобильном приложении магазина появилась возможность выбрать опцию «Быстро» и получить продукты в течение часа. 

Фото обложки: Александр Щербак / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано