КапиталДетали

Рынок платного ТВ в России серьезно замедлил рост. Новых абонентов год от года становится меньше

Количество новых подключений к платному ТВ в первом квартале года составило менее 100 тыс., это рекордно низкий показатель.

На фоне этого спада аналитики отмечают увеличение подписок на онлайн-кинотеатры. 

В первом квартале 2021 года количество новых подключений на рынке платного (спутникового и кабельного) телевидения в России составило около 97 тыс. По оценке информационно-аналитического агентства Telecom Daily, представившего предварительный отчет о состоянии рынка платного ТВ в России, этот показатель стал рекордно низким. Об этом сообщает «Коммерсант»‎. 

  • В Telecom Daily прогнозируют, что по итогам 2021 года рынок платного телевидения увеличится не более чем на 400 тыс. абонентов. Прирост может стать минимальным за последние 10 лет. 
  • Рынок платного телевидения, по мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, почти исчерпал возможности для роста. 

По итогам 2020 года рынок вырос на 600 тыс. подключений, до 44,9 млн абонентов. При этом средний чек на одного пользователя в месяц (Average Revenue Per User, ARPU) за этот период составил 192 рубля, это всего на 2 рубля больше, чем годом ранее. 

По количеству абонентов на рынке платного ТВ лидируют операторы «Триколор» (12,2 млн пользователей), «Ростелеком» (10,7 млн), МТС (4,3 млн), «Эр-Телеком» (3,8 млн) и «Орион» (3 млн). В конце прошлого года они занимали 75% рынка в пересчете на количество подключенных домохозяйств.

Рынок платного ТВ в России

В 2020 году основной рост, на 220 тыс. абонентов, аналитики зафиксировали во втором квартале. В третьем рост снизился и составил 205 тыс.

  • По итогам года общее число пользователей достигло 44,8 млн, увеличившись на 817 тыс. 
  • До пандемии показатель снижался в течение нескольких лет: в 2017 году число новых подключений составило 1,45 млн, в 2018-м — 1,245 млн, в 2019 году — 645 тыс.

В третьем квартале 2020 года операторы платного ТВ в России показали разную динамику:

  • «Триколор» снизил абонентскую базу на 24 тыс. домохозяйств;
  • МТС, напротив, подключил самое большое число абонентов среди всех операторов — 104 тыс.;
  • «Ростелеком» привлек 70 тыс. новых клиентов;
  • «ЭР-Телеком» — плюс 10 тыс. абонентов;
  • «Орион» — подключил 25 тыс. пользователей.

Российский рынок онлайн-кинотеатров

Растущая конкуренция со стороны стриминговых сервисов стала трендом последних лет на рынке платного телевидения. По итогам 2020 года доход рынка легальных видеосервисов увеличился на 66%, до 27,8 млрд рублей. По данным компании «ТМТ консалтинг», это самый высокий показатель с 2014 года (тогда компания начала исследовать рынок).

  • Общие доходы от платежей со стороны пользователей (подписка плюс покупка и аренда отдельных сериалов и фильмов) увеличились на 84%, до 22,9 млрд рублей.
  • Рекламная выручка видеосервисов возросла на 15% до 4,9 млрд рублей.
  • За прошлый год общая аудитория онлайн-кинотеатров выросла на 17%, до 63 млн человек. 
  • По количеству пользователей в топ-5 онлайн-кинотеатров лидирует ivi (32%), на втором месте Okko (20%), на третьем — Megogo (9%). Четвертую позицию занимает «Кинопоиск» (8%), пятую — Аmediateka (7%). 

В начале 2021 года российские зрители, согласно опросу агентства Telecom Daily, изменили предпочтения, четвертую позицию в топ занял Netflix, его доля составила 9,1%. Первое место сохранил ivi (34,3%), на втором — «КиноПоиск HD» (20,8%), на третьем Okko (11%). Пятую позицию рейтинга заняли сервисы Wink и Megogo (по 7%). 

В «ТМТ консалтинг» прогнозируют, что рынок онлайн-кинотеатров в 2021 году замедлит рост и увеличится на 42%. Его объем, как ожидается, превысит 39 млрд рублей.

Копировать ссылкуСкопировано