История московского метро
- Столичный метрополитен открылся 15 мая 1935 года. На момент запуска он насчитывал 13 станций общей протяженностью 11,2 км. Это линия от «Сокольников» до «Парка культуры» с 10 станциями, а также ответвление — от «Александровского сада» до «Смоленской» с тремя станциями.
- Во время Великой Отечественной войны строительство новых станций не останавливали — за 4 года в столице появилось еще семь новых станций. Некоторые помещения в подземке использовали в качестве бомбоубежища. Главной была станция «Маяковская» — она вмещала до 50 тыс. человек.
- В 1954 году появилась Кольцевая линия, состоявшая из 12 станций, в 1960-е — радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. С 1970-х годов такие ветки метро протянули в районы Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино и Алтуфьево. В 1995 году было открыто движение по Люблинской линии, в 2003 году — по Бутовской.
- С 2010 по 2023 год было введено в эксплуатацию еще более 150 км новых линий метро, построено 77 новых станций.
- В марте 2023-го открылось пассажирское движение по всей Большой кольцевой линии (БКЛ). К 2024 году столичный метрополитен насчитывает 355 станций (вместе с БКЛ)
- В сентябре 2024-го в Москве запустили 16-ю по счету ветку столичного метрополитена — Троицкую. В ее первый участок длиной 8,3 км вошли четыре станции — «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Общая протяженность ветки составит более 43 км, всего там будет 17 остановок.
Самые красивые станции московского метро с названиями
Московское метро не просто транспортная система — это целый музей архитектурных и исторических шедевров под землей. Многие станции столичной подземки рассказывают нам о великих событиях, культурных достижениях и трудовых подвигах народа. Вот 15 самых интересных и красивых из них.
1. «Комсомольская»
Сокольническая линия
Год открытия: 1935
Станция «Комсомольская» красной ветки метрополитена украшена в стиле сталинского ампира и является символом победы в Великой Отечественной войне. На ее потолке расположено восемь огромных мозаичных панно по 30 кв. метров каждое. Они изображают полководцев и различные исторические сцены.
«Комсомольскую» также называют «воротами в Москву», так как над ней расположены три крупных вокзала — Ленинградский, Казанский и Ярославский. Многие туристы начинают свое путешествие по столице именно с этой станции.
2. «Кропоткинская»
Сокольническая линия
Год открытия: 1935
До 1957 года называлась «Дворец Советов».
При разработке проекта архитекторы вдохновились древнеегипетским храмом Амона Ра в Карнаке. Они использовали величественные колонны и
3. «Площадь Революции»
Арбатско-Покровская линия
Год открытия: 1938
Станцию называют самой центральной в Москве, поскольку она ближе всего расположена к Красной площади.
Визитная карточка этого места — 76 бронзовых скульптур, изображающих сцены из советской жизни.
4. «Маяковская»
Замоскворецкая линия
Год открытия: 1938
Станция оформлена в духе конструктивизма и удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году за инновационный дизайн и художественную ценность.
Изюминка станции — мозаичные панно, изображающие достижения советского народа и будущее страны.
5. «Театральная»
Замоскворецкая линия
Год открытия: 1938
Станция находится вблизи Большого и Малого театров и посвящена искусству. Среди интересного оформления — барельефы с масками и сценами из спектаклей, музыкантами и танцорами из республик СССР.
6. «Динамо»
Замоскворецкая линия
Год открытия: 1938
На этой станции метро есть одна уникальная особенность — окаменевшие раковины моллюсков, встроенные прямо в мраморные панели. Этот необычный элемент декора представляет собой природные окаменелости, возраст которых составляет миллионы лет.
Помимо древностей, станцию украшают еще и 60 фарфоровых медальонов: они изображают атлетов, которые выполняют упражнения в разных видах спорта — от метания диска до фигурного катания. Прототипами послужили реальные люди. Например, первая советская чемпионка мира по конькобежному спорту Мария Исакова.
7. «Новокузнецкая»
Замоскворецкая линия метро
Год открытия: 1943
Во время Великой Отечественной войны строительство подземки не останавливалось: «Новокузнецкую» возвели в первые годы войны.
На потолке можно увидеть яркие мозаики с изображением тружеников тыла, а также барельефы с идущими в бой солдатами. Над каждой мраморной скамейкой висит мемориальная табличка в честь защитников русских городов. А в боковых залах установлены металлические щиты с портретами знаменитых военачальников разных эпох — Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других.
8. «Электрозаводская»
Арбатско-Покровская линия
Год открытия: 1944
Первоначально эту станцию собирались оформить в заводских мотивах, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и в итоге внутреннее пространство декорировали барельефами на тему «Фронт и тыл».
Одна из особенностей станции — ее освещение: архитекторы (Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и Игорь Рожин) разместили в нишах потолка 318 светильников. Благодаря этому на станции создается эффект равномерного и мягкого освещения.
9. «Новослободская»
Кольцевая линия
Год открытия: 1952
Одна из самых ярких станций столичного метрополитена, особенность оформления здесь — арочные витражи. Цветное стекло специально привезли из Риги.
Основная часть витражей — цветочные мотивы и геометрические узоры, а шесть остальных — изображения выдающихся профессий прошлого века: агроном, энергетик, архитектор, географ и другие.
10. «Белорусская»
Кольцевая линия
Год открытия: 1952
Станция названа в честь Белорусского вокзала, который располагается рядом, и посвящена культуре и истории Белоруссии.
Потолок на ней украшен лепниной с цветочными и геометрическими орнаментами. Под сводом расположены 12 мраморных панно, изображающих белорусских детей с цветами, танцующих девушек, строителей, солдат, которые принимают присягу, и пр.
В переходе между Кольцевой и радиальной линиями установлена скульптура «Белорусские партизаны». Она символизирует вклад народа Беларуси в победу во время Великой Отечественной войны.
11. «Арбатская»
Арбатско-Покровская линия
Год открытия: 1953
«Арбатская» — одна из самых длинных станций столичного метро, протяженность платформы — 220 метров. Она выполнена в стиле московского барокко с элементами русского зодчества.
12. «Киевская»
Кольцевая линия
Год открытия: 1954
Одна из наиболее богато декорированных станций столичного метрополитена: ее залы украшают мраморные скамейки, роскошные люстры и многочисленные мозаичные картины. Сюжеты посвящены истории Украины и дружбе народов, а под каждым панно установлена табличка с описанием изображений.
13. «Достоевская»
Люблинско-Дмитровская линия
Год открытия: 2010
Стены этой станции украшают сюжеты романов Достоевского «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», а на одной из стен мозаикой выложен огромный портрет Достоевского.
14. «Савеловская»
Большая кольцевая линия
Год открытия: 2018
Одна из наиболее глубоких станций метро, которая расположена на глубине 65 метров.
Основное украшение «Савеловской» —
15. «Новопеределкино»
Солнцевская линия
Год открытия: 2018
Эта станция выделяется своим современным дизайном с иллюстрациями на стенах, отсылающими к русским народным сказкам.
Еще один интересный элемент оформления — световые коробы с узорами и меняющимся освещением от неоново-синего до темно-коричневых оттенков.
Что еще важно знать о московском метро
В какое время работает метро в Москве
Все станции метро открыты с 5:30 до 1:00. Последние поезда ходят и чуть позже часа ночи, главное — успеть на пересадку между линиями ко времени закрытия.
Как заплатить за проезд в метро
Оплатить проезд в метро Москвы можно несколькими способами — картой «Тройка», банковской картой либо системой FacePay. Раньше в кассах подземки продавались бумажные проездные билеты на одну или несколько поездок, но в 2017 году столичный метрополитен отказался от этой практики.
- «Тройка». Это транспортная карта, которую можно пополнить и использовать для поездок на метро, автобусах, трамваях и других видах общественного транспорта. Карта прикладывается к турникету при входе. Залоговая стоимость «Тройки» — 150 рублей, и ее можно вернуть при возврате карты в кассу.
- Банковская карта. Оплатить проезд можно бесконтактной банковской картой, просто приложив ее к турникету.
- Face Pay. Это система биометрической оплаты, при которой для прохода через турникет достаточно просто посмотреть в специальную камеру. Чтобы пользоваться этим способом, нужно зарегистрироваться в мобильном приложении «Метро Москвы» или «Московский транспорт», привязать к личному кабинету банковскую карту и загрузить фотографию. Для прохода в метро достаточно будет встать на черный стикер перед турникетом и посмотреть в камеру. Турникет откроется, а оплата спишется с карты.
Музей метро
У столичной подземки есть собственный музей, который к тому же работает бесплатно. В нем собраны сотни атрибутов и фотографий, рассказывающих о крупнейшем транспортном предприятии Москвы. Самый крупный экспонат — разрез вагона, одновременно выступающий в качестве фойе. Также в музее есть настоящие пульты управления, а еще симулятор, позволяющий посидеть в кабине и представить себя машинистом поезда.
Адрес: Пресненская наб., 2, второй ярус станции метро Филевской линии «Деловой центр».
Фото обложки: mos.ru