КапиталДетали

«Сбер» стал самым дорогим российским брендом в 2021 году. Вместе с ним в тройку лидеров вошли «Газпром» и ЛУКОЙЛ

«Сбер»‎ вновь возглавил список самых дорогих брендов, несмотря на то, что за год его стоимость сократилась на 13%.

Наиболее быстрорастущей стала авиакомпания «Победа»‎ с динамикой в 113%. 

Что произошло
Компания Brand Finance составила ежегодный рейтинг российских брендов по их стоимости. Список возглавил «Сбер»‎. 

Детали
В топе рейтинга также оказались «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и РЖД. В десятку лучших впервые попали «Пятерочка»‎ и «Яндекс». 

Но при этом
Из-за пандемии коронавируса по итогам 2020 года компании понесли существенные убытки. 

Мировая практика
Согласно рейтингу BrandZ от компании Kantar, самыми дорогими брендами в мире стали Amazon, Apple и Google. 

Что произошло 

Компания Brand Finance опубликовала рейтинг 50 самых дорогих российских брендов, в 2021 году его вновь возглавил «Сбер»‎. Это произошло несмотря на то, что, по данным аналитиков, стоимость бренда снизилась на 13% в годовом выражении и сейчас составляет 730,6 млрд рублей. Отчет опубликован на сайте компании. 

Специалисты Brand Finance отмечают, что в этом году российские бренды демонстрируют положительную динамику на фоне общемирового экономического кризиса. Например, в Европе стоимость самых дорогих брендов в текущем году сократилась на 10%. 

Детали 

В своем анализе специалисты оценивали такие параметры, как стоимость предприятия, принадлежащие компании торговые марки, маркетинговые инвестиции, а также узнаваемость бренда. В целом деятельность Brand Finance затрагивает более 3 тыс. брендов из 30 стран. 

  • На втором месте в рейтинге Brand Finance оказалась компания «Газпром» (496 млрд рублей), показавшая рост на 3,1%. Третьим стал ЛУКОЙЛ (423,4 млрд рублей), он также вырос в цене на 14,2%.
  • В пятерку рейтинга попали «Роснефть» (272,8 млрд рублей, рост на 11,2%) и РЖД (237,5 млрд рублей, рост на 19,4%).
  • Впервые в топ-10 брендов вошел ритейлер «Пятерочка» (234,8 млрд рублей). За год его стоимость выросла в 2 раза.
  • Следом в десятке лучших расположились: банк ВТБ (175 млрд рублей, снижение стоимости на 1,6%), ритейлер «Магнит» (169,1 млрд рублей, снижение на 2,1%), МТС (141,5 млрд рублей, снижение на 4,4%) и «Яндекс» (133,3 млрд рублей, рост на 14%). Последняя компания также ранее не входила в топ-10 Brand Finance. 
  • Общая стоимость 50 брендов в России в 2021 году увеличилась на 4%, составив 4,8 трлн рублей. 
  • Основную часть списка лидеров занимают компании нефтегазового сектора (в рейтинге их девять) с общим показателем в 1,7 трлн рублей — это 35% от всей стоимости брендов из рейтинга. 
  • Согласно данным Brand Finance, наиболее быстрорастущим брендом стала авиакомпания «Победа»‎ — динамика составила 113% (38-е место). 

Но при этом 

В 2021 году в России постепенно улучшаются экономические показатели после коронакризиса. Для сравнения: по итогам прошлого года все бренды, занимающие сейчас топовые позиции в рейтинге Brand Finance, показали плохие результаты. 

  • Прибыль «Сбера»‎ в 2020 году сократилась на 7,7%, составив 781,6 млрд рублей. Изначально компания ставила цель на 2020 год в 1 трлн рублей, однако отказалась от нее после начала пандемии.
  • Прибыль «Газпрома»‎ в прошлом году упала почти в 9 раз — на 88,7%, до 135,3 млрд рублей. Представители компании сообщили, что основным фактором таких показателей стал рост курсов доллара и евро по отношению к российскому рублю. 
  • У компании ЛУКОЙЛ, занимающей третье место в рейтинге, выручка в 2020-м сократилась на 28%, до 5,6 трлн рублей, а чистая прибыль уменьшилась в 42 раза — до 15 млрд рублей. Причинами стали низкие цены на нефть, а также действие сделки ОПЕК+, ограничивающей добычу черного золота. 

Контекст 

Летом 2021 года издание ET BrandEquity, основываясь на рейтинге BrandZ от консалтинговой компании Kantar, опубликовало список самых дорогих брендов в мире по итогам прошлого года. 

  • На первом месте оказалась компания Amazon, ее стоимость выросла на 64% и сейчас составляет $684 млрд.
  • Далее идет ИТ-гигант Apple с ростом на 74%, до $612 млрд, на третьем месте — Google, чью стоимость аналитики оценили в $458 млрд. Также в топе оказались Microsoft ($410 млрд) и Tencent ($241 млрд). 
  • Самым быстрорастущим брендом специалисты назвали компанию Илона Маска Tesla, ее стоимость увеличилась за прошлый год на 275% — до $43 млрд. Сейчас Tesla занимает 47-ю строчку рейтинга.
Копировать ссылкуСкопировано