Что произошло
Компания Brand Finance составила ежегодный рейтинг российских брендов по их стоимости. Список возглавил «Сбер».
Детали
В топе рейтинга также оказались «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и РЖД. В десятку лучших впервые попали «Пятерочка» и «Яндекс».
Но при этом
Из-за пандемии коронавируса по итогам 2020 года компании понесли существенные убытки.
Мировая практика
Согласно рейтингу BrandZ от компании Kantar, самыми дорогими брендами в мире стали Amazon, Apple и Google.
Что произошло
Компания Brand Finance опубликовала рейтинг 50 самых дорогих российских брендов, в 2021 году его вновь возглавил «Сбер». Это произошло несмотря на то, что, по данным аналитиков, стоимость бренда снизилась на 13% в годовом выражении и сейчас составляет 730,6 млрд рублей. Отчет опубликован на сайте компании.
Специалисты Brand Finance отмечают, что в этом году российские бренды демонстрируют положительную динамику на фоне общемирового экономического кризиса. Например, в Европе стоимость самых дорогих брендов в текущем году сократилась на 10%.
Детали
В своем анализе специалисты оценивали такие параметры, как стоимость предприятия, принадлежащие компании торговые марки, маркетинговые инвестиции, а также узнаваемость бренда. В целом деятельность Brand Finance затрагивает более 3 тыс. брендов из 30 стран.
- На втором месте в рейтинге Brand Finance оказалась компания «Газпром» (496 млрд рублей), показавшая рост на 3,1%. Третьим стал ЛУКОЙЛ (423,4 млрд рублей), он также вырос в цене на 14,2%.
- В пятерку рейтинга попали «Роснефть» (272,8 млрд рублей, рост на 11,2%) и РЖД (237,5 млрд рублей, рост на 19,4%).
- Впервые в топ-10 брендов вошел ритейлер «Пятерочка» (234,8 млрд рублей). За год его стоимость выросла в 2 раза.
- Следом в десятке лучших расположились: банк ВТБ (175 млрд рублей, снижение стоимости на 1,6%), ритейлер «Магнит» (169,1 млрд рублей, снижение на 2,1%), МТС (141,5 млрд рублей, снижение на 4,4%) и «Яндекс» (133,3 млрд рублей, рост на 14%). Последняя компания также ранее не входила в топ-10 Brand Finance.
- Общая стоимость 50 брендов в России в 2021 году увеличилась на 4%, составив 4,8 трлн рублей.
- Основную часть списка лидеров занимают компании нефтегазового сектора (в рейтинге их девять) с общим показателем в 1,7 трлн рублей — это 35% от всей стоимости брендов из рейтинга.
- Согласно данным Brand Finance, наиболее быстрорастущим брендом стала авиакомпания «Победа» — динамика составила 113% (38-е место).
Но при этом
В 2021 году в России постепенно улучшаются экономические показатели после коронакризиса. Для сравнения: по итогам прошлого года все бренды, занимающие сейчас топовые позиции в рейтинге Brand Finance, показали плохие результаты.
- Прибыль «Сбера» в 2020 году сократилась на 7,7%, составив 781,6 млрд рублей. Изначально компания ставила цель на 2020 год в 1 трлн рублей, однако отказалась от нее после начала пандемии.
- Прибыль «Газпрома» в прошлом году упала почти в 9 раз — на 88,7%, до 135,3 млрд рублей. Представители компании сообщили, что основным фактором таких показателей стал рост курсов доллара и евро по отношению к российскому рублю.
- У компании ЛУКОЙЛ, занимающей третье место в рейтинге, выручка в 2020-м сократилась на 28%, до 5,6 трлн рублей, а чистая прибыль уменьшилась в 42 раза — до 15 млрд рублей. Причинами стали низкие цены на нефть, а также действие сделки ОПЕК+, ограничивающей добычу черного золота.
Контекст
Летом 2021 года издание ET BrandEquity, основываясь на рейтинге BrandZ от консалтинговой компании Kantar, опубликовало список самых дорогих брендов в мире по итогам прошлого года.
- На первом месте оказалась компания Amazon, ее стоимость выросла на 64% и сейчас составляет $684 млрд.
- Далее идет ИТ-гигант Apple с ростом на 74%, до $612 млрд, на третьем месте — Google, чью стоимость аналитики оценили в $458 млрд. Также в топе оказались Microsoft ($410 млрд) и Tencent ($241 млрд).
- Самым быстрорастущим брендом специалисты назвали компанию Илона Маска Tesla, ее стоимость увеличилась за прошлый год на 275% — до $43 млрд. Сейчас Tesla занимает 47-ю строчку рейтинга.