Как это работает
В Москве заработал проект «Город заданий». Жители могут улучшить город, выполняя задания и получая за это награду. Например, отнести елку на переработку или оценить качество уборки мусора.
Тенденция
В Москве функционируют и другие сервисы: «Активный гражданин», «Наш город», «Электронный дом» и «Город идей».
В цифрах
На портале mos.ru более 380 услуг и сервисов, которыми пользуются свыше 14,4 млн горожан.
Мировая практика
Похожие сервисы есть в других городах и странах. Во Флориде — Citizinvestor, в Париже — CitizenLab, в Санкт-Петербурге — «Красивый Петербург».
Как это работает
В Москве заработал проект «Город заданий», с помощью которого жители могут улучшить городскую среду, выполняя различные онлайн- и офлайн-задания.
- Органы исполнительной власти Москвы и подведомственные им организации размещают задания на платформе. Участники проекта выбирают понравившееся и выполняют. Например, оценивают состояние книг в городских библиотеках, относят елку на переработку или проверяют качество уборки контейнерных площадок.
- Координаторы проекта в свою очередь проверяют качество выполнения заданий. После этого участник получает награду — баллы, которые можно потратить в магазине поощрений «Активного гражданина». Баллы можно использовать для пополнения транспортной карты, купить на них сувениры или перевести на благотворительность.
- Чтобы присоединиться к «Городу заданий», нужно зайти на сайт gz.mos.ru, ввести логин и пароль от
профиля на mos.ru, выбрать понравившееся задание и нажать «Приступить».
Тенденция
В столице работают и другие сервисы, с помощью которых жители могут улучшить город или выразить свою позицию по какому-либо вопросу.
- Проект «Активный гражданин» создан для проведения референдумов в электронной форме. На этой платформе москвичи голосуют за предложенные властями варианты — как благоустроить улицы, какие кружки и секции открыть в районах. Так, с помощью этого проекта жители выбрали название для новой станции МЦД на Комсомольской площади и поддержали идею оформления тематических поездов в метро. За участие в голосованиях пользователи получают баллы, которые можно потратить в магазине поощрений.
- На платформе «Город идей» жители столицы сами выступают с инициативами по развитию Москвы. За участие пользователи получают баллы проекта «Активный гражданин». Пользователи предложили свыше 113 тыс. идей, из них более 3 тыс. уже реализованы. Например, благодаря проекту в городских музеях появился бесплатный Wi-Fi, а также возможность покупать билеты онлайн на сайтах культурных учреждений.
- «Электронный дом» — платформа для взаимодействия жителей и управляющих организаций. Портал позволяет провести общедомовое собрание онлайн или устранить неполадки в доме с помощью онлайн-заявок. За участие пользователи получают баллы, которые суммируются с накопленными в проектах «Активный гражданин» и «Город идей». Проект появился в апреле 2021 года, и уже к июлю 2021-го москвичи воспользовались им более 10 тыс. раз. Чаще всего они просили починить лифты и сантехнику, наладить электричество или убрать мусор в подъезде.
- С помощью портала «Наш город» пользователи могут сообщить властям о проблемах в содержании городских объектов, например о некачественной уборке дворов или ямах на дороге, а затем проконтролировать решение проблемы. Портал уже помог решить свыше 5,5 млн вопросов.
В цифрах
Цифровизация городских сервисов позволяет москвичам экономить время и получать множество городских услуг удаленно. Новые сервисы постоянно появляются и на портале mos.ru — там уже доступно более 380 услуг и сервисов. Ими воспользовались свыше 14,4 млн горожан.
- В конце декабря 2020 года на портале mos.ru заработал первый городской централизованный сервис для поиска потерявшихся животных. За год его работы горожане опубликовали около 1,4 тыс. объявлений, вернулись к своим хозяевам или нашли новый дом 88 кошек и 80 собак.
- Сервис подачи сведений о поверке или замене счетчиков появился на mos.ru в августе 2021 года. С этого момента горожане воспользовались им более 18 тыс. раз.
- На сайте «Помощь при переезде в рамках программы реновации» москвичи могут вызвать грузчиков, записаться на осмотр предложенной квартиры или на прием к нотариусу. Услугами сервиса воспользовались свыше 246 тыс. раз.
Мировая практика
Сервисы, которые помогают горожанам взаимодействовать с властями для решения проблем, есть в других городах и странах.
- Во Флориде (США) создали платформу Citizinvestor. С ее помощью администрация муниципалитетов предлагает горожанам проекты по благоустройству территорий, публикуя их на сайте. Жители могут проголосовать за понравившиеся, а потом отслеживать, как идут работы по реализации.
- В Париже (Франция) существует платформа CitizenLab, которая позволяет жителям предлагать и реализовывать общественно-значимые идеи. По каждому проекту на сайте предоставляются подробные планы и отчеты о реализации. Все проекты можно увидеть на карте, что позволяет понять, насколько активны различные районы города.
- В Барселоне (Испания) платформа Decidim позволяет горожанам делиться с властями идеями по улучшению жизни города, комментировать и обсуждать инициативы, а также голосовать за самые интересные проекты. Те идеи, которые набирают достаточное количество голосов, передаются на рассмотрение в органы управления.
- В Санкт-Петербурге (Россия) волонтеры создали сайт «Красивый Петербург», чтобы помочь горожанам в благоустройстве города. С помощью сайта жители могут отправить жалобу, а городские власти за 30 дней отчитаются о ее решении.