Когда Skype перестанет работать
Сервис для онлайн-общения и видеозвонков Skype прекратит работу 5 мая. В 2000-х для многих пользователей он был основным средством связи, но в последнее десятилетие проиграл гонку Zoom, Google Meet, FaceTime и WhatsApp. Теперь Microsoft предлагает своим клиентам перейти на платформу Teams.

Фото: Microsoft
Спасибо вам за то, что вы были частью Skype. Skype был неотъемлемым этапом формирования современной коммуникации и поддерживал пользователей в бесчисленное множество значимых моментов. Для нас большая честь быть частью этого путешествия. Мы понимаем, что перемены могут быть непростыми. Мы в восторге от новых возможностей, которые открывает Teams, и стремимся помочь вам оставаться на связи новыми способами.
Джефф Тепер
президент Microsoft 365 Collaborative Apps and Platforms
Почему Microsoft закрывает Skype
Skype запустили в 2003 году. Над ним работали шведский предприниматель и инвестор Никлас Зеннстрем, датский предприниматель Янус Фриис и программисты из Эстонии. Платформа быстро завоевала популярность и за несколько месяцев набрала миллион пользователей, которые получили возможность совершать бесплатные международные звонки. Помимо этого, юзеров привлекал понятный интерфейс, высокое качество звука (наравне с обычной телефонной связью) и простота в использовании: Skype освоили семьи с бабушками и дедушками, друзья и пары, которые по каким-то причинам не могли быть физически рядом друг с другом.
Сейчас мои дети (7 и 11 лет) не могут представить свою жизнь без общения со своими бабушкой и дедушкой по FaceTime. Но во многом это благодаря тому, что их мама и папа в первые годы встречались по Skype!
Джессика, Колорадо
В сентябре 2005 года компания eBay купила Skype за $2 млрд. Однако интеграция сервиса в бизнес оказалась неудачной, и в 2011-м Skype приобрела корпорация Microsoft. Сумма сделки составила $8,5 млрд. Для Microsoft на тот момент эта покупка была крупнейшей в истории. Сервис постепенно интегрировали в экосистему Windows. В 2013 году Skype официально стал основным мессенджером компании, сменив Windows Live Messenger. Разработчики начали усложнять интерфейс платформы, в то время как конкуренты активно продвигали собственные продукты, фокусируясь на удобстве и надежности. А в 2016-м сама Microsoft запустила новую платформу для общения и работы — Teams.

Фото: Microsoft
Все это ослабило позиции Skype: клиенты все чаще говорили о сбоях, лагах и не самом удобном интерфейсе. И если в 2016-м у сервиса было более 300 млн активных пользователей в месяц, то к 2023-му этот показатель упал до 36 млн и продолжил сокращаться в 2024-м. Тем временем аудитория Zoom — 300 млн пользователей.
Что о закрытии Skype говорят пользователи
Эксперты считают, что мир, вероятнее всего, и не заметит уход Skype с рынка: аудитория предпочтет либо мессенджеры, либо более удобные аналоги (если до сих пор на них не перешла). А сами пользователи, опрошенные изданиями из разных стран, благодарят разработчиков Skype за «открытие новых горизонтов» в 2000-е и за то, что сервис стал для них «окном в мир постоянной связи». Они до сих пор помнят характерную мелодию звонка на платформе, хоть многие и перешли на другие сервисы.
Мое знакомство со Skype произошло в 2008 году, когда моя лучшая подруга эмигрировала в Канаду. В то время международные звонки были очень дорогими, а Skype давал возможность не только слышать, но и видеть друг друга. Мы созванивались каждые выходные, и эти видеовстречи помогли нам сохранить нашу дружбу несмотря на расстояние. Мы показывали друг другу свои дома, знакомили с новыми друзьями, отмечали дни рождения по видеосвязи. Однажды я даже «присутствовала» на свадьбе подруги через Skype — ноутбук поставили на стол, чтобы я могла наблюдать за церемонией в реальном времени.
Виктория, Россия
Я сделала предложение своему мужу-шведу по Skype. Мы поженились 5 мая 2015 года — и в этот же день Skype решил прекратить свою работу. Это очень печально. Скайп сыграл большую роль в нашей жизни, и это навсегда останется в моем сердце.
Холли, США
Мне грустно, что Skype перестает работать. Я пользовался приложением для видеозвонков с 2014 года — сначала, чтобы играть с друзьями в компьютерные игры по сети, затем, чтобы общаться с друзьями из-за рубежа, сейчас, чтобы поддерживать связь с семьей и близкими, которые остались в родном городе, когда я переехал. В Skype проходили бессонные ночи за обсуждением жизненных проблем в подростковом возрасте, совместные просмотры фильмов, сериалов и шоу в университетские годы, обсуждения, разговоры и признания в важные моменты жизни. Понятное дело, что существует множество различных файлообменников и приложений для видеозвонков — но, конечно же, Skype подарил мне воспоминания, которые навсегда будут связаны только с ним.
Максим, Нидерланды
Когда я впервые оказался в Японии, звонки в США были непомерно дорогими. Раньше я писал аэрограммы своим родителям. Потом у меня появились двое детей, которые разъехались: один — в Токио, другой — в США. Сегодня мы регулярно общаемся по Skype, хотя также пользуемся Google Chat. Как эмигрант я нахожу Skype бесценным. Он наполняет меня радостью рождественского утра. Я буду скучать по нему.
Уильям, Япония
Наш стартап, который помог сотням тысяч людей получить доступ к научным исследованиям, существует только благодаря Skype. Мы написали первые страницы проекта на ночном созвоне в 2011 году, но мы оба жили в разных странах и в трех часовых поясах друг от друга. В течение следующих нескольких лет мы каждый вечер общались по Skype, чтобы улучшить продукт, получить финансирование и развиваться. Skype видел наше упорство, слезы и смех. Результатом стали Unpaywall и OpenAlex. Спасибо, Skype.
Хизер, Канада
Альтернативы Skype
Зарубежные приложения для видеозвонков
Microsoft Teams
Платформа, на которую Microsoft переводит своих клиентов, лучше всего подходит для корпоративного использования. Она интегрирована с Office 365 и предлагает широкий набор функций для совместной работы над документами и проектами. Сервис поддерживает индивидуальные и групповые звонки (до 10 тыс. участников), обмен сообщениями и файлами.

Фото: Microsoft
Zoom
В звонке могут принимать участие до 100 человек. Главная фишка Zoom — сессионные комнаты: во время конференции можно разделить команду для общения по группам. Есть чат и функция совместного использования экрана. Минус — ограничение в 40 минут на бесплатном тарифе. Кстати, платные подписчики Zoom получают доступ к AI Companion, который может подводить итоги проведенной встречи.

Фото: Zoom Video Communications
Google Meet
Эта платформа наиболее удобна для тех, у кого уже есть Google-аккаунт. Сервис позволяет проводить видеозвонки на 100 участников, включать демонстрацию экрана, записывать встречи и так далее. Недостаток бесплатного тарифного плана в том, что если во встрече участвуют более трех человек, время ее проведения ограничено 60 минутами.

Фото: Google
Российские приложения для видеозвонков
VK Звонки
В VK говорят, что это бесплатная платформа «для любых видеовстреч»: уроков, совещаний, вебинаров и бизнес-презентаций. Можно планировать и записывать созвоны, проводить конференции по группам и приглашать неограниченное количество участников. Все функции доступны на бесплатном тарифе. Среди минусов — технические сбои и недостаточно высокое качество связи.

Фото: VK
«Яндекс Телемост»
По данным «Яндекса», на платформе ежедневно проводится более 100 тыс. видеовстреч. Сервис обновили летом 2024 года: раньше на встречу можно было пригласить максимум 40 человек, теперь этот лимит вырос до 100, 300, 500 и 1 тыс. «говорящих» участников — в зависимости от тарифа. А за прямой трансляцией в «Яндекс Телемосте» могут следить до 10 тыс. человек. Среди минусов — ограниченность бесплатного тарифного плана.

Фото: Яндекс
TrueConf Server
Платформа от российских разработчиков, которая предлагает видеосвязь в разрешении 4K, возможность проводить встречи на 1,5 тыс. человек, обмениваться файлами и пользоваться встроенным корпоративным мессенджером с групповыми и личными чатами. Среди минусов — неинтуитивный интерфейс.

Фото: TrueConf
«МТС Линк»
Сервис изначально позиционировал себя как место не только для общения, но и для обучения онлайн. Поэтому в базовом тарифе там можно проводить вебинары на 5 тыс. участников, а также конференции на 30 человек длительностью до 60 минут. Среди минусов — периодические сбои аудио и видео.

Фото: МТС
Фото обложки: Zuma / TASS