Что произошло
Частный борт певицы Тейлор Свифт больше всех среди звездных джетов загрязнил атмосферу в 2022 году, по данным исследования.
Детали
В десятку самых «грязных звезд» вошли боксер Флойд Мейвезер, рэперы Jay-Z и Трэвис Скотт, Стивен Спилберг, Ким Кардашьян, Марк Уолберг, Опра Уинфри.
В России
Многие российские знаменитости тоже летают частными джетами. Собственный самолет есть у Стаса Михайлова и Филиппа Киркорова, а Тимати, как пишут СМИ, часто берет их в аренду.
Контекст
На 1% богатейших людей мира приходится 15% всего объема выбросов CO2. Популярные среди них частные самолеты — самый неэкологичный транспорт.
Что произошло
В 2022 году знаменитости произвели в среднем 3,3 тыс. тонны выбросов CO2 каждая только за счет использования частного самолета — это в 482 раза больше, чем выбросы среднестатистического человека за год. Исследование провела британская компания Yard, проанализировав данные Twitter*-аккаунта CelebrityJets, который отслеживает полеты знаменитостей.
- Оказалось, что больше всех загрязнил атмосферу частный борт американской певицы Тейлор Свифт. По данным Yard, с начала года по 19 июля ее самолет совершил 170 рейсов. Самый короткий полет длился всего 36 минут. При этом, как отмечает компания, исполнительница сейчас не гастролирует.
- Общий объем выбросов составил почти 8,2 тыс. тонны углекислого газа — в 1185 раз больше, чем один человек «производит» за год.
- Представитель Тейлор Свифт в интервью The Hollywood Reporter заявил, что приписывать певице большинство или все эти поездки, отмеченные в исследовании Yard, «в корне неверно». Он объяснил, что лайнер регулярно сдается в аренду.
Детали
Компанию Свифт в антирейтинге «грязных звезд» составили и другие американские известные музыканты, актеры, режиссеры и телеведущие.
- Чуть уступил Тейлор Свифт легендарный боксер Флойд Мейвезер. При этом его частный борт летал чаще, чем любой другой самолет из этого списка, — 177 раз.
- Замыкает тройку антилидеров рэпер Jay-Z. Его лайнер поднимался в воздух 136 раз, хотя сейчас музыкант также не находится в турне.
- В десятку главных «загрязнителей» вошли бейсболист Алекс Родригес, кантри-певец Блейк Шелтон, режиссер Стивен Спилберг, звезда реалити-шоу Ким Кардашьян, актер Марк Уолберг, телеведущая Опра Уинфри и еще один рэп-исполнитель Трэвис Скотт.
Подруга Скотта — сестра Ким Кардашьян и бизнесвумен Кайли Дженнер — тоже не прочь лишний раз воспользоваться частным самолетом. Интернет-пользователи раскритиковали ее за недавний пост в соцсетях. 16 июля она выложила фото, где они со Скоттом стоят между двумя частными самолетами. Под публикацией была подпись: «Хочешь взять мой или твой?». Дженнер также часто летает «экспресс-рейсами»: один из таких продолжался всего 17 минут.
The Guardian отмечает, что многие из этих коротких полетов могли совершаться для перепарковки самолета в удобном или менее дорогом месте или являться частью одного длительного рейса. При этом издание подчеркивает, что некоторым из них найти оправдание все-таки сложно. Например, Мейвезер 14 минут летел из Лас-Вегаса в близлежащий Хендерсон (расстояние между городами по трассе составляет 26 км), а на обратный путь затратил 10 минут и нанес атмосфере ущерб ровно в 1 тонну CO2.
В России
Частные самолеты — популярный вид транспорта и среди многих российских звезд.
- Эстрадный певец Стас Михайлов часто использует личный борт, гастролируя со своей командой музыкантов, и выкладывает фотографии, сделанные на борту. СМИ отмечают, что некоторые поклонники называют это «показушничеством» и говорят, что их это раздражает.
- У еще одного российского исполнителя Филиппа Киркорова есть бизнес-джет Cessna Citation III за $10 млн. Углеродный след певца тянется и после посадки: к трапу самолета обычно подается лимузин для певца, два автомобиля для обслуживающего персонала и охраны, а также автобус для музыкального коллектива, утверждают в прессе.
- Частные джеты предпочитают и российские рэперы. Например, Тимати, который активно занимается и бизнес-проектами, часто публикует фото с бортов разных самолетов. СМИ пишут, что Тимати, скорее всего, берет их в аренду (цена полета на частном борте зависит от расстояния, его стоимость только в одну сторону может составлять около 1 млн рублей).
Контекст
Согласно исследованию
- Yard подчеркивает, что частные самолеты, которые так популярны среди селебрити, — самый неэкологичный транспорт. Они загрязняют окружающую среду в 5–14 раз больше, чем коммерческие самолеты (в расчете на одного пассажира), и в 50 раз больше, чем поезда.
- По оценкам исследователей, доля богачей в общем объеме выбросов может увеличиться до 16% к 2030 году.
- «Богачи» — не только звезды спорта и шоу-бизнеса. В конце 2021 года на международном климатическом саммите COP26 страны-участницы договорились сделать все возможное, чтобы удерживать глобальное потепление до 1,5 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем и достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Примечательно, что представляющих страны политиков на саммит доставили 400 частных самолетов, отметил канал Fox News.
Слепой и глухой ведет за собой слепого и глухого.
комментатор Fox News
- Существенную лепту вносят и предприниматели. Исследования 2021 года показали, что 20 миллиардеров, включая Джеффа Безоса, Илона Маска, Билла Гейтса и Романа Абрамовича, ежегодно «производят» в среднем более 8 тыс. тонн выбросов СО2. Для сравнения: на среднестатического австрийца приходится около 7 тонн.
- «Не отстают» и российские бизнесмены. В 2019-м Forbes подсчитал, что если объединить частные борта российских миллиардеров в одну компанию, то получится второй по величине парка воздушных судов перевозчик в РФ после «Аэрофлота» (на тот момент 250).
Многие экономисты призывают страны повысить налоги для сверхбогатых, чтобы сократить социальное неравенство и использовать вырученные средства для борьбы с изменением климата. Но некоторые эксперты считают, что это слишко проблематично, да и «богачам» ничего не стоит уклониться от этих налогов. Есть и более новаторские предложения.
- Европейская неправительственная организация Transport & Environment (T&E) предлагает национальным регуляторам разрешить использовать для частных полетов в пределах 1000 км исключительно самолеты с электрической тягой или водородным двигателем.
- T&E также призывает ввести налоги на билеты и топливо, в зависимости от дальности полета и веса борта. Это позволит собрать несколько сотен миллионов евро, которые в будущем можно потратить на разработки новых технологий в авиации, считают аналитики.
- Некоторые чартерные компании уже начали платить за выбросы CO2, но не деньгами, а, например, посадкой деревьев. Такая программа есть у российского перевозчика S7 Airlines.
*Соцсеть заблокирована в России по решению Роскомнадзора в связи с распространением недостоверной общественно значимой информации.