Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Со школьной скамьи: как бизнес борется с нехваткой кадров

Дефицит кадров — одна из основных проблем для рынка труда в России. Помимо борьбы за готовых специалистов, компании активно участвуют и в их подготовке. Разбирались, на что идут работодатели ради будущих сотрудников. 

Как бизнес борется с дефицитом кадров 

Российский рынок труда сейчас сталкивается с нехваткой кадров, которая особо остро ощущается в сегменте прикладных специальностей. Профессионалы, имеющие конкретные практические навыки, крайне востребованы среди работодателей. И борются они за таких специалистов, в том числе повышая зарплаты. 

Так, к 1 марта, по данным Superjob, темпы, которыми росли предложения по зарплате в промышленности, неожиданно обогнали вечных лидеров — ИТ-индустрию: 15,8% против 15,5%.

Вопрос, где брать таких специалистов с нужными профессиями? Ответ — в учебных заведениях: в колледжах, где можно получить специальное профессиональное образование (СПО). Именно на их выпускников рассчитано до 50% предложений от работодателей, если смотреть на общую массу вакансий, говорит Дмитрий Маркелов, GR-директор hh.ru. 

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Что, в общем, и неудивительно: за последнее время российский бизнес, глядя на нехватку кадров, участвует в их подготовке. Например, в Московском регионе компании активно сотрудничают с колледжами, а затем трудоустраивают у себя до 95% их выпускников. Среди тех, кто пошел таким путем, крупные промышленные предприятия, заводы, гастрономические холдинги, ИТ-компании, профессиональные ассоциации и сообщества. В списке, например, «Ростех», «Росатом», «Ростелеком», Сбербанк, Россельхозбанк, Московский метрополитен, «Мосгортранс», «Мосэнерго», московский автомобильный завод «Москвич», ИТ-компания «Микрон», гастрономические холдинги Hurma Group и Maison Dellos, сеть ресторанов «Кофемания», системный агрегатор НВБС.

Одно из преимуществ учебных учреждений среднего специального образования — возможности оперативно реагировать на изменения рынка труда. Например, в связи с активным развитием метро в Москве появляются новые направления обучения, где готовят по наиболее востребованным профессиям для метрополитена: бригадир-путеец, слесарь-электрик, электромонтер тяговой подстанции и электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки. 

Дмитрий МаркеловGR-директор hh.ru

Для развития среднего профессионального образования создаются все условия и со стороны государства. Так, Москва стала одним из трех пилотных регионов, где каждому девятикласснику с 1 апреля 2025 года впервые гарантировано бюджетное место в городских колледжах по любой специальности. Таким образом столичные власти отреагировали на растущий спрос среди работодателей на выпускников СПО: общее число бюджетных мест увеличили на 10 тыс. — до 37 тыс. человек. 

Как бизнес вкладывает в кадры 

Среди тех, кто плотно сотрудничает со столичными колледжами, — Автомобильная группа «Авилон». Как рассказала директор по персоналу компании Анна Курмаева, с помощью кадровой стратегии, ориентированной на молодых специалистов, в «Авилоне» решают сразу две задачи: привлечь и удержать кадры. 

Мы делаем ставку на их профессиональное развитие и практические навыки и плотно сотрудничаем с ведущими колледжами, такими как колледж Президентской академии, МТК, МАДК. В настоящее время список учебных заведений активно расширяется. Студенты проходят практику и стажировки по направлениям «автомеханик», «электрик», «логист», «арматурщик», «специалист по страхованию», причем более 40% стажеров остаются работать в компании.

Анна Курмаевадиректор по персоналу Автомобильной группы «Авилон» 
Фото: Сергей Булкин / ТАСС

Активное участие в образовательном процессе также принимает «Росинтер Ресторантс». У компании есть подшефные группы и курсы — студенты колледжей приходят в компанию на практику, а затем и трудоустраиваются.

Мы видим, что город в лице департамента образования Москвы делает максимум возможного для того, чтобы помочь как ребятам выбрать свой профессиональный путь, так и работодателям восполнить кадровый дефицит. Знаю, что в этом году увеличено количество бюджетных мест на прием в колледжи Москвы, и для нас это отличная возможность для того, чтобы к нам пришло большее количество сотрудников, с которыми мы будем в дальнейшем работать.

Андрей Тумановдиректор по персоналу «Росинтер Ресторантс»

Не меньшее внимание молодым кадрам уделяет и ведущий производитель беспилотников в России, ГК «Геоскан-Москва». Как рассказал генеральный директор компании Павел Степанов, из колледжей в компанию приходят специалисты, которые затем помогают внедрять технологии в другие отрасли — лесную, государственных кадастровых задач, среди нефтяных компаний. Именно поэтому сама «Геоскан-Москва» активно обновляет учебные программы, в том числе для Московского колледжа бизнес-технологий, и передает в него актуальную информацию о программных решениях, алгоритмах работы и управления системами беспилотника. 

В целом нехватку кадров каждая отрасль чувствует по-своему. И каждая использует свои инструменты, чтобы вырастить специалистов для себя. Кто-то обеспечивает практику, а кто-то создает собственный инструмент для обучения. Как говорит Джамал Халилов, директор по персоналу образовательного холдинга Skillbox, запрос на ускоренную подготовку квалифицированных сотрудников в сфере цифровых технологий есть как у рынка, так и у работодателей и государства. И в этом смысле среднее профессиональное образование — одно из перспективных направлений. 

Для его развития компания при поддержке Минцифры открыла первый в стране Цифровой колледж Skillbox, куда можно поступить после 9-го класса. Полностью дистанционное обучение позволяет охватить не только столицу, но и регионы, а само обучение использует принцип игровых стратегий.

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное