Что произошло
В ожидании проезда в Китай на пограничных переходах застряло около 1,5 тыс. фур.
Причины
Заторы связаны с ограничениями по COVID-19, сезонным увеличением грузопотока и недостаточной пропускной способностью погранпереходов.
Почему это важно
Сроки доставки грузов из Китая автотранспортом выросли на 30–40 дней. Простой обходится транспортным компаниям в миллионы рублей. Эксперты уже сообщили о росте цен на продукты.
Что делать
На таможенном посту уже организованы ночные смены. Региональные власти предложили ввести электронную очередь, предприниматели — создать дополнительные автомобильные переходы в Китай.
Что произошло
В ожидании проезда из России в Китай на пограничных переходах стоит около 1,5 тыс. фур, сообщают «Ведомости».
- При этом Дальневосточное таможенное управление 26 октября 2021-го сообщало, что на самом крупном международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) с Китаем Забайкальск – Маньчжурия ожидало пропуска всего 209 большегрузов.
- Однако в транспортной компании ПЭК пояснили, что официальная статистика необъективна и около 1 тыс. грузовых машин «рассредоточены по территории поселка Забайкальск» — на обочинах, стоянках и в придорожных кафе.
- Регулярные заторы образуются и на менее крупных погранпереходах, среди них МАПП Пограничный – Суйфэньхэ и Полтавка – Дуннин. По оценкам представителей компании «Куб логистик», в районе погранперехода в Пограничном скопилось 250–300 грузовиков.
- В «Куб Логистик» также пояснили, что стоять в очереди необязательно: можно подать сведения о полуприцепе инициативной группе водителей и следить за информацией о времени пропуска через границу с помощью телефона. «Но независимо от способа, сейчас тягач совершает один рейс в 20–30 дней. У рефрижераторов ожидание составляет не менее 2 недель», — говорит директор «Куб Логистик» по транспорту Алексей Шляхов.
- Некоторые логисты, экспедиторы и перевозчики назвали образовавшиеся пробки рекордными. Они утверждают, что такого количества автомобилей на границе с Китаем не скапливалось еще никогда.
Причины
Заторы из фур на границе с Китаем начались еще в 2020 году после введения ограничений против распространения COVID-19. Тогда часть погранпереходов закрыли, а через другие пропускали не более 10–15 грузовиков в сутки.
- Позже Китай увеличил квоты, но обстановка оставалась напряженной. В августе 2021-го СМИ сообщали об очередях из фур и драках водителей на границе с Китаем. Тогда на переходе Забайкальск – Манчжурия ожидали пропуска 500 автомобилей, а квота составляла 50 грузовиков в день.
- Сейчас погранпереходу разрешено пропускать не более 200 большегрузов в сутки, но этого все равно недостаточно, считают перевозчики.
- При этом пропускная способность самого перехода составляет 360 автомобилей в сутки.
- Кроме того, МАПП со стороны Китая периодически закрываются для плановых проверок.
- Также китайцы очень тщательно тестируют на COVID-19 всех пересекающих границу, говорят представители логистической платформы Cargotogo. Там также отмечают, что ситуацию усугубляет сезонное увеличение грузопотока перед новогодними праздниками.
- Кроме того, закрылись пункты пропуска между Казахстаном и Китаем, а грузы с них перенаправляются в ближайший Забайкальск.
- Бизнесмены также обращают внимание на рост ставок морского
фрахта примерно в 3–5 раз относительно октября 2020 года, в зависимости от направления. Это, по словам экспертов, приводит к перетоку грузов с морского на автомобильный транспорт.
Почему это важно
- Из Китая в Россию и Европу везут одежду, обувь, электронику, сельхозпродукцию и другие товары народного потребления, а из России в Китай — автозапчасти, древесину и продукты.
- Из-за простоев сроки доставки грузов из Китая автотранспортом выросли в среднем на 30–40 дней, говорит представитель компании «Рустранс-Спедишн».
- В первую очередь от этого страдают грузополучатели, к которым товар приходит с задержкой, отмечают в транспортной компании Kuehne + Nagel.
- Участники рынка добавили, что затор влияет и на перевозчиков: день простоя фуры стоит в среднем от 25 тыс. до 40 тыс. рублей из-за дополнительных расходов на оплату труда водителя, его проживание и питание, а также размещение груза на складе временного хранения.
- Согласно данным ПЭК, только на МАПП Забайкальск – Маньчжурия перевозчики теряют из-за простоев машин по 40 млн рублей в день.
- По данным Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), за последние 3 месяца из-за отсутствия гарантий поставок цены на сельхозпродукцию из Китая выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Что делать
- На таможенном посту МАПП Забайкальск уже организованы ночные смены — с 9 вечера до 9 утра, сообщает представитель Федеральной таможенной службы (ФТС).
- Для решения проблемы 20 октября правительство Забайкальского края предложило Минтрансу и ФТС ввести электронную очередь, эту идею также поддерживают перевозчики.
- В ПЭК считают, что нужно создавать новые автомобильные переходы с Китаем. Например, протяженность границы с Финляндией у России втрое меньше, чем с КНР, однако между РФ и Финляндией переходов шесть, а с Китаем всего пять.
- Аналитики прогнозируют, что ситуация радикально не улучшится до снятия ограничений против COVID-19. Они предполагают, что это может произойти в первом полугодии 2022 года.
- Решить проблему сможет также реконструкция погранперехода Забайкальск – Маньчжурия и увеличение его пропускной способности. Она запланирована на 2024 год.