Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
ЛУКОЙЛ реализует крупный проект нового газохимического комплекса в Ставропольском крае
В ноябре 2023 года
Факты
- В структуру ЛУКОЙЛа в Ставропольском крае входит нефтехимический комбинат «Ставролен» в Буденновске. Он был построен в 1975 году и производит около 340 тыс. тонн полиэтилена, 120 тыс. тонн полипропилена, 80 тыс. тонн бензола и 50 тыс. тонн винилацетата в год.
- Несколько лет назад стало известно, что проект крупного газохимического комплекса ЛУКОЙЛ планирует реализовать на площадке «Ставролена».
Перспективы
- В 2018–2019 годах сообщалось, что объем инвестиций в газохимический проект составит около 120 млрд рублей, а число новых рабочих мест достигнет около 3 тыс.
- Согласно планам, проект будет иметь два направления —
химикаты иполимеры . Как предполагалось ранее, новый комплекс будет заниматься переработкой попутного нефтяного газа скаспийских месторождений ЛУКОЙЛа . - В 2015 году сообщалось, что ЛУКОЙЛ планирует наладить поставки в Буденновск 1 млрд кубометров попутного нефтяного газа в год. При этом уровень потребления на новом производстве должен составить около 10 млрд кубометров.
- В настоящее время компания подтверждает в публичном поле намерение производить на новом комбинате карбамид.
- Региональные власти подчеркивают значимость проекта для развития региона. Сейчас ЛУКОЙЛ совместно с руководством Ставропольского края прорабатывает возможность использования механизма
специального инвестиционного контракта (СПИК) для реализации проекта. - Ранее эксперты рассчитывали, что объема инвестиций хватит на выпуск 500–700 тыс. тонн химикатов и 500–600 тыс. тонн полимеров. В случае реализации этих планов ЛУКОЙЛ сможет значительно усилить свои позиции на соответствующих рынках.
- В России производится около 9–10 млн тонн
карбамида в год, из них порядка 7 млн тонн отправляется на экспорт (Россия занимает более 15% мирового экспорта). - Выпуск
полиэтилена в России в 2022 году составил 2,58 млн тонн (снижение на 8,2%), экспорт составляет около 1 млн тонн. - Объем рынка
полипропилена в России в 2022 году составил около 2 млн тонн (рост на 3,8%), экспорт — около 500–600 тыс. тонн.
Риски
- Реализация данного проекта уже не раз откладывалась. В случае запуска в 2024 году можно предположить, что завершен он будет в 2027–2028 годах.
- Несмотря на насыщенность рынка карбамида, на нем продолжают появляться
новые проекты , которые могут усилить конкуренцию на рынке. При этом экспорт карбамида в настоящее время ограничивается правительственными квотами. - Новые крупные
проекты реализуются различными игроками и в области производства полимеров. Экспорт полимеров из России сейчас тоже ограничен: в 2022 году он упал на 9,5%, а в 2023 году экспорт полиэтилена и полипропилена в Европу был полностью остановлен.
Псковская область собирается производить электробусы
Наблюдательный совет
Факты
- Производитель троллейбусов и электробусов «
Транс-Альфа» планирует инвестировать около 1,6 млрд рублей в создание производства электробусов в ОЭЗ «Моглино» в Псковской области. - В 2022 году АО «Транс-Альфа» стало лидером по производству и поставкам троллейбусов в России: предприятием было выпущено 149 машин, в том числе новый троллейбус «Премьер». Производство электробусов пока является штучным.
- В мае 2023 года «Транс-Альфа» продемонстрировала более крупный и современный электробус
«Орион» длиной 18 метров и вместимостью 154 человека. Запас хода машины — 240 км. - «Транс-Альфа» планирует поставлять новые электробусы «Орион» в Санкт-Петербург городской компании «Пассажиравтотранс», которая уже эксплуатирует троллейбусы «Премьер».
- Батареи для электробусов производят на Московском заводе полиметаллов, который входит в структуру одной из дочерних компаний «Росатома» — ТВЭЛ.
Перспективы
- Инвестиции в проект составят 1,6 млрд рублей. Также планируется создать около 400 новых рабочих мест. Для подготовки и привлечения кадров на завод будет использоваться Псковский государственный университет.
- После выхода на полную мощность объем производства должен достичь 360 электробусов в год. В настоящее время лидером данного рынка является КАМАЗ, который в этом году намерен выпустить более 500 машин. Для сравнения: группа «Синара» имеет аналогичную планам «Транс-Альфы» в Псковской области мощность своего завода — 350 электробусов ежегодно. У «Транспортных систем» производственная мощность составляет около 100 электробусов в год.
- Новые поставки электробусов из Псковской области в Санкт-Петербург станут перспективным направлением модернизации транспортной системы города.
- Вторым проектом, который получил поддержку на наблюдательном совете ОЭЗ, является создание производства специй и пряностей ОАО «ИВА». Общий объем инвестиций — 120 млн рублей. После выхода на полную производственную мощность планируется ежегодный выпуск 350 тонн продукции для поставок российским потребителям.
Риски
- Электробусы требуют крупных
расходов на техобслуживание и ремонт. - Экологичность электробусов не следует преувеличивать. В электробусах используются дизельные автономные обогреватели. При этом применяемые к двигателям внутреннего сгорания правила по ограничению токсичности не распространяются на автономные обогреватели.
- Замена троллейбусов электробусами нередко вызывает общественную критику из-за поломок и простаивания на зарядке. Отдельная проблема возникает зимой, когда приходится менять компрессоры, и фиксируется вздутие конденсаторов из-за низких температур.
- С появлением нового завода обострится борьба между ведущими производителями электробусов за заказы российских регионов и городов. Основными конкурентами выступают КАМАЗ, группа «Синара» и компания «Транспортные системы».
Чукотское месторождение золота «Совиное» введут в эксплуатацию в 2028 году
Правительство Чукотки на выставке «Россия» заключило соглашение с компанией
Факты
- Месторождение «Совиное», открытое в 1970-х годах, расположено в Иультинском районе недалеко от побережья Чукотского моря в Чукотском автономном округе. Оно входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону.
- В 2020 году АО «Эльконский ГМК», которое входит в горнорудный дивизион «Росатома», получило лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу золота на месторождении.
- По результатам поисково-оценочных работ на месторождении «Совиное» запасы золота составляют 100 тонн при среднем содержании драгоценного металла 10 г/т. Площадь месторождения равна 3,92 кв. км. Здесь находятся легкообогатимые и неглубоко залегающие руды, которые позволят использовать открытый способ добычи.
- В Чукотском АО по итогам 2022 года добыча золота сократилась и составила более 21 тонны. По результатам за январь-сентябрь 2023 года она составила 17,2 тонн, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Перспективы
- На первом этапе компания «Атомредметзолото» намерена провести опытно-промышленные работы и подтвердить запасы драгоценных металлов в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых до 2026 года. Вторым этапом будет проектирование и строительство горно-обогатительного комбината.
- Ввод ГОКа в эксплуатацию планируется в 2028 году. После запуска «Совиное» будет одним из крупнейших объектов золотодобычи на Чукотке. Объем инвестиций составит примерно 20 млрд рублей.
- Правительство Чукотского АО намерено участвовать в решении инфраструктурных задач, необходимых для реализации проекта. В частности, планируется организовать обучение и профессиональную подготовку специалистов для работы на месторождении.
- В июне 2023 года «Росатом» и правительство Чукотского АО заключили соглашение о сотрудничестве по вопросу реализации проекта
атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М», которая необходима для обеспечения месторождения электроэнергией. - «Росатом» активно развивает атомную энергетику на Чукотке. В настоящее время эксплуатируется единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», установленная в 2020 году в районе города Певек.
Риски
- Сложность проекту создает пока что полное отсутствие инфраструктуры. Например, доехать до месторождения можно исключительно по автозимникам. Необходимость строительства инфраструктуры ведет к удорожанию проекта и требует государственной поддержки.
- Существуют риски, связанные со строительством объектов в условиях вечной мерзлоты. Необходимо бороться с процессом льдообразования, температурными деформациями, а также с нестабильностью грунта, которая может повлиять на устойчивость и работоспособность конструкций.
- Разработка золоторудного месторождения влечет за собой экологические риски, которые особенно опасны для хрупких экосистем Арктики.