Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
Компания «Монамин» запустила производство сорбентов для очистки газов в Нижегородской области
Производство разместилось на площадке группы компаний
Факты
- В декабре 2023 года
ООО «Монамин» запустило на площадке «Синтез Ока» новое производство алкилэтаноламинов — сорбентов для очистки газов. - Это первый проект, реализованный инвестиционным фондом «Роснано-Синтез», созданным при участии группы компаний «Синтез Ока» и госкорпорации «Роснано» в 2018 году.
- Новое производство развивается в рамках федеральной программы «Развитие производства новых материалов».
Перспективы
- Объем инвестиций в проект составил 2,8 млрд рублей, создано 60 новых рабочих мест.
- Поставщиками сырья выступят ПАО «Роснефть» (монометиламин, диметиламин) и ПАО «СИБУР» (окись этилена). В проекте используются российские разработки и сырье.
- Мощность предприятия составит порядка 15 тыс. тонн алкилэтаноламинов в год. В частности, на площадке будут производить метилдиэтаноламин (МДЭА) и диметилэтаноламин (ДМЭА).
- Объем мирового рынка — около 120 тыс. тонн по каждому из продуктов (МДЭА и ДМЭА). При этом в России и странах СНГ «Синтез Ока» является единственным производителем обоих видов продукции. Ранее она производила около 16 тыс. тонн МДЭА и ДМЭА и покрывала 85% российского рынка. Сейчас ее мощности увеличатся до порядка 30 тыс. тонн в год. Ожидается, что это позволит увеличить долю компании на мировом рынке алкилэтаноламинов до 10%.
Риски
- Реализация проекта была задержана: изначально его планировали запустить в конце 2022 года, однако в итоге сроки сдвинулись на год.
- В 2020 году гендиректор АО «Химтэк Инжиниринг» называл проект экспортоориентированным, однако в новых экономических условиях активная внешняя торговля может быть затруднена. Кроме того, могут возникнуть проблемы со спросом и на внутреннем рынке.
- Эксперты также отмечают, что риски нового проекта могут быть связаны с ограничениями на добычу нефти в России (и следовательно, выработку попутного нефтяного газа, который нужно очищать от примесей), которые периодически вводятся для поддержания цен на сырье на мировом рынке.
В Ставропольском крае открылся первый в России завод полного цикла по производству виски
Новый завод «Алвиса Виски» с производством полного цикла по изготовлению солодового и зернового виски запустили в Минераловодском округе Ставропольского края.
Факты
- Alvisa Alcohol Group — международная группа компаний, головной офис которой расположен в Барселоне в Испании. В России компания представлена ГК «Алвиса». В 1999 году компания приобрела Ставропольский винно-коньячный завод. Она также владеет Минераловодским заводом виноградных вин в поселке Ленинский.
- Строительство завода по производству виски в Минераловодском округе Ставропольского края стартовало в 2020 году.
- В 2023-м бренды «Алвисы» занимают 15% российского рынка коньяка, 4,7% — виски, 38% — вермута, 3,5% — ликера, 2,3% — вина.
- Производство виски в России за 2022 год выросло на 33,2%, было произведено 3,42 млн декалитров виски. В основном напиток делают из уже выдержанного импортного дистиллята.
- Ассортимент виски в России сократился из-за отказа западных компаний поставлять свою продукцию. Однако дефицит удалось компенсировать в связи с ростом поставок российских брендов, а также прямого и параллельного импорта.
Перспективы
- Инвестиции в проект составили около 4,4 млрд рублей, создано более 80 новых рабочих мест.
- Ожидается, что бюджет Ставропольского края благодаря построенному заводу будет пополняться на 6 млрд рублей ежегодно.
- Завод планирует выпускать
солодовые, зерновые виски и купажированные дистилляты , используя сырье из Ставропольского края. - Мощность предприятия по производству солодового виски — 360 декалитров ежедневно, зернового — 1 тыс. декалитров соответственно.
- На построенном заводе запущены три линии розлива. Их мощность — от 3 тыс. до 6 тыс. бутылок виски в час. Также там находится более 10 тыс. дубовых бочек для традиционной выдержки виски и открыт бондарный цех, который производит эти бочки.
Риски
- Производственные показатели ГК «Алвиса» в настоящее время неустойчивы. На российском рынке коньяка и виски (где показатели по двум продуктам обычно суммируются) первое
место занимает компания Stellar Group , включающая бренды Old Barrel и Monte Choco. - В связи с уходом зарубежных брендов заметную часть рынка занимает отечественный продукт. Однако ввиду отсутствия конкуренции качество остается на низком уровне. В напиток часто включают спирт-ректификат (очищенный этиловый спирт), из которого делают российскую водку. Таким способом компании снижают себестоимость виски.
В Ленинградской области завершен первый этап строительства портового терминала LUGAPORT
В начале декабря 2023 года
Факты
- Универсальный портовый терминал LUGAPORT находится в процессе строительства в поселке Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.
- LUGAPORT является масштабным инвестиционным проектом ГК «Новотранс» по строительству портовых мощностей для переработки навалочных и генеральных грузов, а также зерновых и продовольственных товаров.
- В Усть-Луге функционирует крупный и постоянно растущий морской торговый порт с грузооборотом 124,1 млн тонн. Там уже работают лесной, угольный и рыбный терминалы, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» и так далее. На данный момент реализуются несколько новых проектов: по перевалке минеральных удобрений (5,55 млн тонн в год), производственно-логистического комплекса, который ориентирован на перевалку зерновых, пищевых и иных насыпных грузов (до 10 млн тонн в год) и так далее.
Перспективы
- Универсальный портовый терминал LUGAPORT создается для перевалки навалочных, генеральных, зерновых и продовольственных грузов общим объемом 24,3 млн тонн ежегодно.
- Ввод в эксплуатацию LUGAPORT осуществляется поэтапно. Первый этап строительства завершается в 2023 году, второй — в начале 2024 года, третий — в конце 2024-го. Срок окончания работ и ввода всего терминала LUGAPORT в эксплуатацию — 2025 год.
- На первом этапе подготовлен
пусковой комплекс для приема с морского транспорта крупногабаритного оборудования, полноповоротных портальных кранов, а также судопогрузочных машин. - В мае-июне 2023 года закончилось строительство причалов №1 и №2. На втором этапе будут завершены находящиеся сейчас в стадии строительства причалы №3, №4, №5.
- На причалах №1 и №2 будут обслуживать суда длиной до 260 метров, шириной 43 метра и осадкой с грузом 15 метров для перевалки навалочных грузов.
- После завершения проекта LUGAPORT должен обеспечить прием более 1 тыс. вагонов ежедневно с непассажирской станции примыкания Лужская Генеральная.
- В порту будет производиться обработка судов класса
Panamax ,New-Panamax ,Baby-Capesize .
Риски
- Стоимость реализации проекта LUGAPORT на фоне отказа портов прибалтийских стран заниматься обслуживанием российских грузов выросла в 1,5 раза. Общий объем инвестиций в проект сейчас оценивается в 70 млрд рублей, из которых компания уже вложила 30 млрд рублей.
- Перевалка навалочных, зерновых и пищевых грузов связана с экологическими проблемами — в атмосферу попадают выбросы пыли.
- При реализации проекта возникает ряд сложностей с морским транспортом. Так, для перевозок навалочных грузов необходимы балкеры, которые ранее закупались за границей. Правительство РФ намерено субсидировать постройку балкеров в России, но пока никаких распоряжений об этом нет.