Что говорят
- Большинство игроков ресторанного бизнеса столкнулись с нехваткой мяса курицы, пишет «Коммерсант» со ссылкой на
«Юнирест» . В компании отметили, что оптовые цены на курятину находятся «на историческом максимуме». - Ранее сети фастфуда KFC и Rostic’s уже сообщали РИА «Новости» о нехватке куриного мяса.
Сейчас на российском рынке все потребители куриного мяса сталкиваются со сложной ситуацией, связанной в том числе с его дефицитом, и мы не исключение. В сложившейся непростой ситуации мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы обеспечить рестораны свежим куриным мясом с соблюдением наших высоких стандартов качества.
заявление пресс-службы компании «Юнирест»
- В начале октября рестораны быстрого питания KFC и Rostic’s уже подняли цены на продукцию — в среднем на 5%. В пресс-службе сетей сообщили, что это связано с ростом оплаты труда сотрудников и «удорожанием ингредиентов». В частности, увеличилась стоимость бургеров и стрипсов.
- В сервисе по продаже продуктовых наборов Elementaree подтверждают, что с проблемой столкнулись и другие участники рынка — причем негативные тенденции наблюдаются с апреля 2023-го. Под данным аналитиков сервиса, сегодня каждая поставка мяса курицы и индейки урезается в объеме на 10–30%.
Но при этом
- У «Юниреста» специфические требования к продукции по фасовке и упаковке, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник среди производителей мяса птицы. Кроме того, компания заключает долгосрочные контракты, в которых прописано: поставщик не может корректировать цены. Участники рынка также отмечают, что проблемы с закупками у KFC могут быть связаны с сильной зависимостью от одного продукта.
- В группе «Черкизово» нехватку куриной продукции в общепите считают временной. Представители компании утверждают, что дефицит связан с ростом спроса на курятину во всех сегментах (в том числе в ритейле) — на фоне недостатка персонала в отрасли и «непростой
эпизоотической ситуации ». По данным Россельхознадзора, с начала 2023-го в России зафиксировали пять вспышек птичьего гриппа. В такой ситуации производители перераспределяют объемы поставок в пользу крупных торговых сетей.
В отличие от общепита, нехватка в магазинах курицы, как и любого другого социально значимого продукта, становится резонансной темой, которую в нынешних условиях производители и ритейлеры вынуждены сразу же купировать.
источник «Коммерсанта» на рынке производителей мяса птицы
- Во «Вкусно — и точка», ресторанах «Раковая», «Андерсон» и других сетях общепита заявили, что серьезного дефицита курятины не наблюдают. Но в «Андерсоне» отметили проблемы с закупками индейки: птица выросла в цене с 340 рублей за кг в июле 2023-го до 460 рублей за кг — в октябре.
В цифрах
- Несмотря на то, что дефицит фиксируют не все игроки рынка, рост закупочных цен затронул большинство операторов общепита. В «Раковой» рассказали, что мясо курицы с августа 2023-го на сегодняшний день подорожало на 20%.
- В целом с конца августа по конец сентября средние оптовые цены на тушку бройлера в центре России увеличились с 200 рублей до 210 рублей за кг, на филе — с 350 рублей до 370 рублей.
- Рост цен фиксируют и в рознице. В сентябре СМИ отмечали, что по итогам месяца мясо курицы подорожало в среднем на 8,3%, а яйца — почти на 3%. Например, в «Ленте» тушка цыпленка-бройлера подорожала в среднем с 165 рублей (май 2023-го) до 215 рублей (сентябрь 2023-го), а в «Перекрестке» — со 150 рублей до 185 рублей.
- В целом к концу сентября стоимость тушки достигла 208 рублей за кг, а филе — 368 рублей за кг. Для сравнения, год назад эти показатели не превышали 145 рублей и 230 рублей соответственно.
- В начале октября Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) направила запросы крупнейшим производителям (ПАО «Черкизово», ГАП «Ресурс» и АО «Приосколье»), чтобы проверить обоснованность повышения цен. Сегодня, 16 октября, ФАС сообщил, что «по итогам взаимодействия с ведомством» крупнейшие производители мяса курицы начали снижать оптовые цены на тушку бройлера.
Контекст
- В конце сентября СМИ писали, что рост производства курицы в России практически остановился. Так, с января по август 2023-го российские компании выпустили 4,3 млн тонн птицы в живом весе. Это лишь на 0,7% выше аналогичного периода прошлого года. При этом ранее производство курятины непрерывно росло с середины 2021 года, отмечают «Ведомости».
- Такую ситуацию на рынке эксперты объясняют сверхвысоким предложением свинины в стране: это мясо постепенно вытесняет птицу из сегмента промпереработки. По данным Росстата, выпуск свинины за 8 месяцев 2023-го увеличился на 5,9% — до 3,6 млн тонн в живом весе. А стоимость этого мяса составляет в среднем 148 рублей за кг. Птицеводам придется снижать цены, если они не хотят потерять долю рынка в пользу свиноводов, считают аналитики.
- Кроме того, среди причин замедление производства, опять же, эпизоотическая ситуация, нарушение баланса спроса и предложения. При этом в Минсельхозе заявили, что рынок обеспечен мясом птицы: на фоне роста спроса предприятия наращивают объемы выпуска — птицеводы уже сегодня работают на полную мощность. Это обеспечит стабильное предложение на рынке и релевантное ценообразование.