КапиталДетали

Страна возможностей

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

На Камчатке начали разработку проекта строительства приливной станции в Охотском море

ООО «Н2 Чистая энергетика» и Корпорация развития Камчатского края приступили к разработке проекта строительства Пенжинской приливной электростанции (ПЭС) в Охотском море. 

Факты

  • ПЭС планируют построить в Пенжинской губе, расположенной на северо-востоке залива Шелихова в Охотском море. Это место выбрано неслучайно — в губе наблюдаются наиболее высокие приливы в Тихом океане (до 13 метров), а за день через бассейн этой части залива проходит до 500 куб. км воды. Благодаря этому мощность ПЭС может составлять около 100 ГВт (для сравнения: совокупная мощность всех электростанций в России составляет 246,3 ГВт), что сделает ее наиболее крупной электростанцией как в России, так и в мире.
  • Пенжинская ПЭС была спроектирована еще в 1970-х годах институтом «Гидропроект» (в прошлом — «Гидроэнергопроект»). Тогда было предложено возвести две электростанции, ПЭС-1 и ПЭС-2 — Северный и Южный створы — мощностью 27,4 ГВт и 87,1 ГВт соответственно. 
  • Полученную на ПЭС энергию планируют применять для производства «зеленого» водорода. Он может использоваться в качестве альтернативы традиционному ископаемому топливу — нефти, газу, углю и т.д. В перспективе на базе Пенжинской ПЭС можно будет получать более 500 тыс. тонн водорода в год.

Перспективы

  • Производство водорода также позволит наладить выпуск аммиака и метанола. Аммиак используется в качестве минерального удобрения или судового топлива. К примеру, в России переход на аммиачное топливо рассматривает государственная судоходная компания «Совкомфлот» — один из крупнейших транспортировщиков нефти и газа. Также аммиак используется для транспортировки водорода на большие расстояния. Его производство позволит наладить экспорт водородного топлива в Японию, Китай и Южную Корею — страны, где на него сейчас наиболее высокий спрос. Метанол же добавляется в бензин или непосредственно используется как топливо.
  • ПЭС позволит производить энергию с нулевыми выбросами углекислого газа в атмосферу. То же касается использования водорода в качестве топлива. 
  • В рамках Петербургского международного экономического форума – 2021 «Н2 Чистая энергетика» и «Роснано» договорились о совместной подготовке проектов по совершенствованию законодательства, регулирующего производство водородного топлива. Получение финансовой поддержки со стороны государства в виде субсидий или льгот позволит сократить объемы вложений в ПЭС со стороны инвесторов, что сделает проект более привлекательным.

Риски

  • На российском рынке наблюдается высокая конкуренция в разработке проектов по выпуску водорода. Они уже имеются у «Росатома», «Газпрома» и НОВАТЭКа. 
  • Несмотря на то что строительство ПЭС перспективно, в России имеются неиспользованные мощности электростанций, которые «Чистая энергетика» также планирует задействовать под производство водорода. К примеру, сейчас компания рассматривает потенциал гидростанций в Мурманской области (каскад Туломских и Серебрянских ГЭС общей мощностью 845,5 МВт). Строительство завода на базе имеющейся электростанции потребует меньших вложений со стороны инвесторов, соответственно, получение финансирования для такого проекта будет более реальным в сравнении с получением средств, необходимых для возведения Пенжинской ПЭС.
  • На Пенжинской губе практически отсутствуют населенные пункты, нет наземных транспортных коммуникаций. А крупные города находятся далеко: около 1100 км до Петропавловска-Камчатского и 900 км до Магадана. Все это означает строительство дорогостоящей инфраструктуры.
  • Из-за больших мощностей ПЭС, которые могут остаться неиспользованными в периоды низкого потребления, возникает необходимость строительства гидроаккумулирующей электростанции, способной накапливать неиспользуемую энергию. Это тоже может существенно увеличить стоимость проекта.

В Приморском крае построят металлургический завод

Границы территории опережающего развития (ТОР) «Большой Камень» в Приморском крае расширят и построят металлургический завод для обеспечения сырьем судостроительного комплекса «Звезда». 

Факты

  • ТОР «Большой Камень» была создана в Приморском крае в 2016 году. Основное направление работы ТОР — судостроение, главным резидентом выступает СК «Звезда». Помимо него, ТОР имеет еще 18 резидентов. 
  • Для строительства металлургического завода в 2020 году открыли ООО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ), учредителем которого выступил единственный акционер СК «Звезда» — АО «Современные технологии судостроения».
  • Технико-экономическое обоснование строительства ПМЗ разработано китайской компанией MCC International Incorporation. Стоимость проекта оценивается в $2,2 млрд. На заводе планируется ежегодно выпускать 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции, которая в первую очередь будет использована «Звездой», но станет доступной и другим компаниям Дальнего Востока.
  • Необходимость строительства завода обусловлена потребностью СК «Звезда» в крупноформатном стальном прокате. Проблема транспортировки продукции с других металлургических комбинатов заключается в удаленности «Звезды» от таких предприятий, а также в отсутствии возможностей перевозки стальных листов длиной 24 метра, необходимых на производстве крупнотоннажных судов, по железной дороге.

Перспективы

  • Металлургическое производство планируется организовать в бухте Суходол. Планируемый срок окончания работ — 2025 год. В результате строительства завода будет создано 1,5 тыс. рабочих мест.
  • Правительство Приморского края намерено создать промышленный парк вблизи СК «Звезда», где будут работать предприятия, выпускающие необходимые для строительства судов комплектующие. Проект предполагается завершить к 2023 году. Наличие металлургического комбината на ТОР «Большой Камень» может стать дополнительным стимулом для привлечения инвесторов и резидентов. В особенности это касается производителей, использующих стальной лист и трубы в качестве сырья, так как близкое расположение металлургического завода позволит избежать издержек транспортировки (к примеру, сейчас «Звезда» покупает сталь и прокат в Китае и Южной Корее).
  • Так как при производстве танкеров, перевозящих сжиженный природный газ, используется нержавеющая сталь, ее производство также может быть налажено на новом металлургическом заводе. Это будет способствовать импортозамещению (по данным на 2019 год, доля импорта нержавейки в общем объеме потребленной в России продукции составила 73,9%).

Риски

  • Строительство металлургического комбината может нанести ущерб экологии региона. Объем выбросов в атмосферу может составить до 2,5 тыс. куб. метров на тонну стали, а радиус распространения выбросов — около 30 км.
  • Так как СК «Звезда» будет потреблять в год около 330–350 тыс. тонн стального листа, возникает риск появления излишков неиспользованной продукции в 1,1–1,2 млн тонн.
  • Для получения прибыли СК «Звезда» необходимо увеличить портфель заказов до 160 судов. Пока их в 2,5 раза меньше. Для обеспечения загруженности СК «Звезда» правительство предусмотрело субсидии. Это создает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет. Также при отсутствии достаточного количества контрактов на строительство судов может встать вопрос и о целесообразности наличия собственного металлургического завода.

«Норникель» планирует строительство крупного медного завода в Мончегорске Мурманской области

«Норникель» вложит в строительство завода по производству меди в Мончегорске в Мурманской области 106 млрд рублей.

Факты

  • Производство меди в России сегодня делится между тремя компаниями — «Норникелем», Уральской горно-металлургической компанией (обе занимают около 40% рынка) и Русской медной компанией (около 20%). 
  • Мончегорск был основан в 1935 году как рабочий поселок. Сегодня там живут 40 тыс. человек, градообразующее предприятие — АО «Кольская горно-металлургическая компания», дочерняя компания «Норникеля».
  • Медный завод в Мончегорске был запущен в 1979 году. В марте-апреле 2021 года производство на нем остановили в связи с устареванием технологий и их несоответствием экологическим стандартам компании. 
  • Мончегорская площадка остановлена не полностью — закрыт металлургический цех, но продолжают работать рафинировочный цех и цехи электролиза №1 и №2. 
  • Губернатор Мурманской области Андрей Чибис подчеркивает, что принятию решения о строительстве предприятия способствовали льготы регионального правительства, а также поддержка со стороны энергетиков по вопросу стоимости электрической энергии для нового проекта.

Перспективы

  • Реализация проекта «Большая медь» должна начаться в 2022 году. Объем инвестиций в строительство завода составит 106 млрд рублей. Он станет одним из крупнейших инвестиционных проектов в регионе.
  • Спрос на медь в мире растет, что приводит к повышению цен на металл. В 2021 году цены выросли почти в 2 раза по сравнению с 2020-м. Таким образом, перспективы для экспорта меди в ближайшие годы благоприятные.
  • Закрывшийся цех в Мончегорске производил до 75 тыс. тонн меди в год, новое предприятие позволит увеличить производство до 150 тыс. тонн. Запустив новое производство, «Норникель» сможет вырваться вперед и закрепить за собой статус крупнейшего производителя меди в России.
  • Новое производство приведет к притоку в Мончегорск новых людей, кадры на завод будут готовить на базе мурманских университетов. 

Риски

  • Закрытие старого производства в Мончегорске затронуло около 700 сотрудников, которые потеряли рабочие места. «Норникель» предлагает работникам, желающим продолжить работу в компании, пройти переобучение и при необходимости получить помощь при переезде. Однако не все будут готовы поменять место жительства для сохранения работы. Неясно также, будут ли ранее уволенные сотрудники иметь приоритет на новом производстве.
Копировать ссылкуСкопировано