КапиталДетали

Страна возможностей

Запуск нового производства минеральных удобрений в Челябинской области, строительство терминала аэропорта в Воронеже, подписание меморандума о взаимопонимании между НОВАТЭКом и германской компанией RWE Supply & Trading GmbH.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Компания «ИнвестХимАгро» планирует запустить в Челябинской области новое производство минеральных удобрений

Завод будет построен в городе Карабаш, до сих пор больше известном как центр цветной металлургии. Объем инвестиций составит 5,2 млрд рублей, а проектная мощность производства — 656 тыс. тонн удобрений в год. Новое предприятие будет первым в своем роде в Челябинской области, для которой не свойственна специализация на производстве минеральных удобрений.

Факты:

  • Компания «ИнвестХимАгро» была зарегистрирована в Кыштыме в 2019 году, она на 100% принадлежит кипрской компании «Таррафал ЛТД». Генеральным директором компании является Андрей Кузьмин, известный тем, что ранее возглавлял ООО «Инвест развитие», занимающееся добычей полезных ископаемых на территории Челябинской области.
  • Весной 2021 года появилась информация, что «ИнвестХимАгро» планирует запустить в городе Карабаше производство минеральных удобрений (сульфата аммония, азотно-фосфорно-калиевой кислоты, моноаммонийфосфата и диаммонийфосфата).
  • Новый производственный комплекс будет частично расположен на площадке градообразующего предприятия — завода «Карабашмедь» («Русская медная компания»). В него войдут две производственные линии, резервуары для хранения аммиака и газопоршневая станция, а также склады сырья и готовой продукции.

Перспективы:

  • Проектная мощность предприятия составляет 656 тыс. тонн минеральных удобрений в год, что не очень много. Всего в России в 2020 году было произведено 52 млн тонн минеральных удобрений (рост производства на 5%), чему поспособствовал рост спроса на эту продукцию. Основными производителями являются «Фосагро» (24% рынка), «Еврохим» (17,9%), «Уралхим» (14,7%).
  •  Объем инвестиций, по последним данным, составит 5,2 млрд рублей, хотя ранее сообщалось о более крупной сумме в 8,4 млрд рублей (для сравнения, общий объем инвестиций в Челябинскую область в 2020 году — 322 млрд рублей).
  • Предприятие позволит создать более 300 рабочих мест. Для небольшого моногорода это значительный вклад как в расширение рынка труда, так и в диверсификацию экономики.
  • Размещение производства в Карабаше не случайно — градообразующим предприятием является завод «Карабашмедь», занимающийся переработкой медной руды. Серная кислота, полученная в процессе переработки, будет использоваться для выпуска сульфата аммония.

Риски:

  • Тяжелая экологическая ситуация в Карабаше, который относится к числу самых «грязных» городов в России, может еще более усугубиться в связи со строительством нового химического производства. 
  • Судя по словам губернатора о том, что в настоящий момент «решаются вопросы экологии», экологическая экспертиза еще не пройдена. Это откладывает строительство завода и не снимает проблему охраны окружающей среды.

В Воронеже началось строительство нового терминала международного аэропорта

3 декабря 2021 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительства нового терминала международного аэропорта имени Петра I, который принадлежит компании «Новапорт» Романа Троценко. 

Факты:

  • Аэропорт расположен в 18 км от Воронежа. Он получил статус международного в 1995 году. На данный момент пропускная способность аэропорта составляет 400 человек в час.
  • Основными пассажирами являются жители Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Курской и Белгородской областей. Осуществляются рейсы по России, в Турцию, на Кипр, в страны Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии.
  • В 2019 году аэропорт Воронежа был приобретен Троценко у компании «Аксиома». «Новапорт Холдинг» — российская компания, владеющая крупной региональной сетью из 21 аэропорта от Новосибирска до Белгорода и Владикавказа.
  • Проект предполагает строительство пассажирского терминала площадью 13 676,81 кв. метров. Пропускная способность комплекса составит 600 человек в час, то есть в 1,5 раза больше, чем нынешнее значение. При этом новый комплекс сможет принимать 1,5 млн пассажиров в год. Также будет построена парковка на более чем 500 мест. Анонсированная стоимость проекта — 5,5 млрд руб. Срок строительства нового терминала составит 18 месяцев, сдача объекта в эксплуатацию запланирована на 2023 год.

Перспективы:

  • С января 2022 года число воронежских рейсов, субсидированных за счет государства (билеты на которые граждане могут приобретать по сниженным тарифам), увеличится с 8 до 13. Это будет способствовать росту пассажиропотока воронежского аэропорта, что благоприятно скажется на сроке окупаемости проекта строительства терминала.
  • При успешном запуске нового терминала инвестор планирует расширение площади здания до 19 тыс. кв. метров, что позволит принимать 2 млн пассажиров ежегодно.

Риски:

  • Еще в 2014 году бывший владелец аэропорта — компания «Аксиома» называла проект перспективным при условии достижения пассажиропотока в 1 млн человек ежегодно. Вследствие коронавирусного кризиса аэропорту Воронежа все еще не удалось достигнуть этого значения. Соответственно, как строительство первой очереди комплекса, так и его дальнейшее расширение могут не окупиться в ближайшей перспективе.
  • Стоимость контракта по строительству терминала за несколько месяцев выросла с 3,9 млрд до 5,5 млрд рублей. Если стоимость проекта продолжит расти, то перспектива его успешной реализации окажется под вопросом.
  • Последствия коронавирусного кризиса для отрасли авиаперевозок негативно сказались на финансах «Новапорта»: чистый убыток в 2020 году составил 174,516 млн рублей. Это может отрицательно сказаться на возможности компании профинансировать строительство нового терминала.

НОВАТЭК и германская RWE Supply & Trading GmbH подписали меморандум о взаимопонимании

7 декабря 2021 года НОВАТЭК и немецкая энергетическая компания RWE Supply & Trading GmbH подписали меморандум о взаимопонимании в сферах декарбонизации и поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу. Это свидетельствует о наличии рынка сбыта для Обского ГХК в Ямало-Ненецком АО — проекта НОВАТЭКа по производству голубого аммиака и водорода.

Факты:

  • ПАО «НОВАТЭК» — один из крупнейших производителей природного газа в России. Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией природного газа и жидких углеводородов. Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» и совладелец компании — российский бизнесмен Леонид Михельсон.
  • RWE Supply & Trading GmbH — подразделение немецкой группы энергетических компаний RWE (Rheinisch-Westfälisches Elektrizitätswer). RWE специализируется на добыче угля, производстве и продаже электроэнергии на тепловых, атомных и ветроэлектростанциях, торговле и поставке потребителям природного газа.
  • На данный момент компании сотрудничают в рамках краткосрочных поставок СПГ.
  • Мощность Обского ГХК составит 2,2 млн тонн аммиака и 130 тыс. тонн водорода в год. Запуск проекта запланирован на 2027 год. Сырье будет получено путем разработки Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений. 
  • Голубой водород — это водород, полученный в процессе паровой конверсии метана. Метан при этом выделяется из природного газа. Так как в процессе реакции выделяется углекислый газ, для достижения нулевых выбросов CO2 улавливается и помещается в специальное хранилище. Водород может использоваться в качестве топлива в различных отраслях, в том числе транспортной, в энергетике и промышленности.
  • Аммиак из водорода можно получить при соединении его с азотом, получаемым из воздуха. Среди прочего аммиак используют в качестве вещества для транспортировки водорода на большие расстояния, например в Европу.
  • В соответствии с меморандумом, заключенным между НОВАТЭКом и RWE, энергетический рынок Германии и других стран присутствия RWE может стать рынком сбыта российского водорода и аммиака.

Перспективы:

  • Сотрудничество НОВАТЭКа и RWE в отрасли водородной энергетики имеет хорошие перспективы на фоне актуальности климатической повестки и нацеленности западных стран на сокращение выбросов парниковых газов. Если в 2019 году объем потребления водородного топлива составил 70 млн тонн, то к 2070 году это значение, в соответствии со сценарием устойчивого развития Международного энергетического агентства, может вырасти до 520 млн тонн.
  • Меморандум, заключенный между НОВАТЭКом и RWE, предполагает также сотрудничество в области поставок СПГ. Это может свидетельствовать о намерении двух партнеров заключить долгосрочный контракт на поставку СПГ в Европу.
  • Рост спроса на углеродно нейтральное топливо в странах Европы обусловлен целью достичь полного прекращения выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году.

Риски:

  • Производство голубого водорода является весьма дорогостоящим в сравнении с другими видами аналогичного топлива. К примеру, серый водород производится по такой же технологии, однако без улавливания и захоронения углекислого газа, выделяющегося в процессе химической реакции. Это делает серый водород менее «чистым» с точки зрения влияния на окружающую среду, однако существенно снижает затраты на производство.
  • Производство голубого водорода так же влияет на парниковый эффект, как и прямое сжигание газа, нефти и угля в качестве топлива. Это происходит за счет того, что в процессе производства происходит выброс в атмосферу метана. Он, как и углекислый газ, создает парниковый эффект. Это делает его производство на 20% «грязнее» сжигания газа и угля и на 60% — сжигания дизельного топлива. Соответственно, данный вид топлива нельзя считать на 100% углеродно нейтральным.
Копировать ссылкуСкопировано