КапиталДетали

Страна возможностей

Новый алюминиевый завод в Иркутской области, производство крупноформатного стального проката для судостроения в Приморье и завод минеральных удобрений в Находке.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

«Русал» запустил в Иркутской области первую очередь Тайшетского алюминиевого завода

Торжественная церемония запуска ТаАЗ прошла 17 декабря 2021 года, на ней присутствовали вице-премьер Виктория Абрамченко, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, бизнесмен Олег Дерипаска и гендиректор «Русала» Евгений Никитин.

Факты:

  • «Русал» — одна из крупнейших компаний в мире, специализирующихся на производстве алюминия (около 5,8% мирового объема).
  • Крупнейшие активы «Русала» расположены в России (8 действующих алюминиевых заводов, не считая ТаАЗ, 3 фольгопрокатных завода, нефелиновый рудник, 2 бокситовых месторождения, 4 глиноземных завода, 2 кремниевых завода). Кроме того, компания владеет предприятиями в Австралии, Гвинее, Нигерии, Гайане, на Ямайке, в Ирландии, Италии, Швеции, Армении, Казахстане и Украине.
  • Иркутская область является одним из основных регионов присутствия «Русала» и бизнес-группы Дерипаски в целом.
  • Старт строительства завода состоялся в 2006 году. Но из-за неблагоприятной экономической ситуации, вызванной кризисом 2008 года, в ноябре 2009 года строительство завода было заморожено. В 2016 году на фоне благоприятной конъюнктуры алюминиевого рынка «Русал» возобновил проект. 
  • В качестве источника сырья для нового предприятия будут использовать бокситы, добываемые на месторождениях «Русала» в Свердловской области и Республике Коми, а также за рубежом.
  • Производство первичного алюминия из глинозема (оксид алюминия, производится на глиноземных заводах «Русала» из бокситов) происходит в процессе электролиза. На новом заводе установлены разработанные инженерами «Русала» электролизеры РА-400Т, каждый из которых способен производить до 3 тонн алюминия в сутки.
  • Мощность первой очереди Тайшетского алюминиевого завода составляет 428,5 тыс. тонн алюминия в год. На заводе будут производиться как первичный алюминий, так и сплавы на его основе.
  • Общий объем инвестиций в строительство первой очереди завода составил более 100 млрд рублей, из них 45 млрд рублей — кредиты от ВТБ и Газпромбанка на 15 лет.
  • На новом предприятии занято более 1 тыс. человек. Его продукция ориентирована как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Перспективы:

  • Азиатский рынок наиболее перспективен для сбыта продукции ТаАЗ на фоне энергетического кризиса в Китае (крупнейший мировой производитель алюминия) — производство алюминия в стране по результатам 2021 года может снизиться на 5%. На фоне этой тенденции в первом полугодии 2021 года объем поставок «Русала» в Азию вырос на 5%, достигнув 26% от объема продаж алюминия компанией.
  • После выхода первой очереди предприятия на полную мощность в 2022 году «Русал» рассмотрит возможность строительства второй очереди (в соответствии с проектом, итоговая мощность двух очередей ТаАЗ может составить до 750 тыс. тонн продукции в год). После запуска второй очереди завода на предприятии будут работать 3 тыс. человек.
  • Алюминий, произведенный на Тайшетском заводе, производится с низким объемом выбросов углекислого газа (не более 4 тонн углекислого газа на тонну алюминия). Это возможно благодаря тому, что на заводе установлены системы сухой очистки газов, которые способны улавливать до 98,5% вредных выбросов. Также снижению углеродного следа помогает использование энергии ГЭС.
  • Необходимые для процесса электролиза аноды будут производиться на собственном предприятии «Русала» — Тайшетской анодной фабрике (ТАФ). Реализация проекта первой очереди фабрики была завершена в 2020 году. На данный момент ведется строительство второй очереди (планируется к завершению в 2024 году). 
  • Формирование мощного промышленного кластера в Тайшете позволит решить социально-экономические проблемы этого небольшого сибирского города с населением около 30 тыс. человек, находящегося в отдалении от крупных центров. До сих пор экономика Тайшета была ориентирована главным образом на обслуживание железной дороги, столь значимых промышленных предприятий в городе никогда не было.

Риски:

  • Несмотря на то что выбросы углекислого газа на ТаАЗ сведены к минимуму, Тайшетская анодная фабрика может оказать негативное воздействие на экологию региона. При производстве анодов (и их утилизации после использования) и кокса выбрасывается диоксид серы. Это вещество токсично и может оказывать вредное воздействие на организм человека.
  • С августа и до конца 2021 года правительство РФ утвердило экспортные пошлины. Для алюминия в этот период они составляют 15% от стоимости, но не менее $254 за тонну. Несмотря на то, что с 1 января 2022 года пошлина на экспорт алюминиевых сплавов обнуляется в соответствии с постановлением правительства РФ, для необработанного алюминия она все еще будет действовать. Это может вызвать рост цен и падение спроса со стороны стран-импортеров (к примеру, поставки алюминия «Русалом» в страны Европы в первом полугодии снизились на 10%). В этих условиях растет зависимость нового предприятия от китайского рынка.

«Роснефть» приступила к строительству Приморского металлургического завода в районе бухты Суходол

Новый завод призван обеспечить стальным листом судостроительную верфь «Звезда», расположенную в городе Большой Камень Приморского края. Инвестиции в проект составят $2,2 млрд, количество рабочих мест — около 1500.

Факты:

  • 21 декабря 2021 года «Роснефть» сообщила о начале строительства Приморского металлургического завода в 30 км от Владивостока. Уже разработано технико-экономическое обоснование проекта, ведутся работы по выбору оптимальной схемы расположения производства.
  • Планы по строительству завода для обеспечения потребностей судоверфи были озвучены главой «Роснефти» Игорем Сечиным на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в ноябре 2020 года. В сентябре 2021 года Приморский металлургический завод и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о строительстве предприятия.
  • Первая очередь новой мощной судоверфи «Звезда» была запущена в 2016 году, вторую планируется запустить к 2024 году. В настоящий момент это единственная судоверфь в России, где применяется технология крупноблочной сборки судов с помощью кранов «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. Ключевым звеном в этом процессе является использование крупноформатного стального листа, что поможет сократить количество сварных швов при формировании корпуса судна.

Перспективы:

  • Мощности нового завода составят 1,5 млн тонн в год и будут включать в себя две очереди: сталепрокатное и трубопрокатное производство (трубы большого диаметра для магистральных нефтепроводов и газопроводов в объеме 200–220 тыс. тонн в год). Размеры листового проката — до 4,2 метра шириной и до 24 метров длиной. Как сообщает компания, 330–350 тыс. тонн стального проката будет потреблять судоверфь «Звезда». Остальную продукцию направят потребителям Дальневосточного региона, а также на экспорт.
  • В 2020 году производство стального проката в России составило 61,8 млн тонн, а стальных труб — 10,8 млн тонн. Новый завод можно будет отнести к числу предприятий среднего размера.
  • Инвестиции в проект составят около 160 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций в Приморский край в 2020 году составил 184 млрд рублей. Инвестором выступит АО «Современные технологии судостроения», принадлежащее государственному АО «Роснефтегаз».
  • Срок окупаемости проекта по предварительным расчетам составит 14 лет. Поступления в консолидированный бюджет Приморского края от сборов и налогов в период с 2021 до 2030 года достигнут около 5,5 млрд рублей.
  • Строительство планируется завершить к 2025 году. Сначала будет запущено сталепрокатное производство, а затем — трубопрокатное производство.
  • Общее число работников на новом производстве составит 1500 человек.
  • В настоящий момент на судоверфь «Звезда» поставляется сталь преимущественно из Южной Кореи (до 60%), откуда также идут основные поставки компонентов для сборки судов. Кроме того, сталь поставляется с российских предприятий (до 20%) и из Китая (до 20%). Если новый завод сможет полностью закрыть потребность верфи в стали, то будет снижена зависимость производства от импорта.

Риски:

  • Для завода необходимо построить соответствующую инфраструктуру: морской причал, автомобильную и железную дороги, жилье для сотрудников, коммуникации. Учитывая большое количество сопутствующих задач, есть риски, что строительство может затянуться.  
  • Вопрос об экономической потребности в новом заводе до сих пор остается спорным. В 2019 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что вариант строительства металлургического завода в Приморье не рассматривается, так как существующие в России заводы могут производить стальной лист нужного формата. Некоторые эксперты в сфере металлургии также считают его экономически неэффективным и избыточным: в частности, вопросы вызывают объемы производства стального проката, потребителей которого может не найтись на Дальнем Востоке в необходимом количестве (так как на нужды верфи будет уходить лишь около 20% производимой продукции).

Находкинский завод минеральных удобрений получил положительное заключение экологической экспертизы

10 декабря вышел приказ Росприроднадзора, в соответствии с которым установка по производству метанола Находкинского завода минеральных удобрений получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Установка является основным элементом, необходимым для запуска первой очереди предприятия. Ранее положительное заключение госэкспертизы получили другие объекты будущего завода.

Факты:

  • АО «Находкинский завод минеральных удобрений» — компания, зарегистрированная в 2012 году. НЗМУ является проектом Аркадия Ротенберга и его партнеров.
  • Проект по строительству завода минеральных удобрений в Находке был инициирован после саммита АТЭС, который прошел в регионе в 2012 году.
  • Сырьем для нового завода станет природный газ. Еще в 2015 году в рамках Восточного экономического форума был заключен контракт с «Газпромом» на поставку 3,15 млрд кубометров газа в год в течение 20 лет.
  • Генеральный подрядчик строительства — китайская компания China Chengda Engineering Co., LTD. В 2020 году эта компания получила первый авансовый платеж для старта работ.
  • В сентябре 2021 года в рамках ВЭФ-2021 ВТБ и НЗМУ заключили соглашение о финансировании проекта по строительству второй очереди НЗМУ — по выпуску карбамида. Стоимость второй очереди составляет около $3,8 млрд.
  • Возведение первой очереди НЗМУ стартовало только в сентябре 2021 года. Мощность — 1,8 млн тонн метанола в год. В третьем квартале 2023 года метанольная установка выйдет на полную мощность. В рамках второй очереди предприятия планируется построить установку по производству карбамида мощностью 3 млн тонн в год.
  • По окончании строительства на новом предприятии будет создано 1,5 тыс. рабочих мест.
  • На российском рынке метанола действуют несколько крупных игроков. По данным за 2019 год, основными производителями метанола стали «Метафракс» (24,15% от всего произведенного в РФ метанола — 4,53 млн тонн), «Щекиноазот» (20,6%), «Томет» (19,5%), «Сибметахим» (19,5%). При этом в России в настоящее время начинается реализация сразу нескольких новых крупных метанольных проектов, в том числе на Дальнем Востоке.
  • Экспорт продукции завода будет производиться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Китай.

Перспективы:

  • Так как НЗМУ является резидентом ТОР, он имеет доступ к налоговым льготам, действующим в рамках территории. Так, налог на прибыль составляет 0% первые 5 лет, 12% — следующие 5 лет; налог на имущество 0% первые 5 лет и 0,5% — следующие 5 лет; земельный налог 0% первые 3–5 лет; процент страховых взносов составляет 7,6% первые 10 лет деятельности на территории ТОР. Это позволит НЗМУ снизить издержки производства.
  • Благодаря НЗМУ, в бюджеты всех уровней поступит 49 млрд рублей налоговых отчислений (несмотря на налоговые каникулы, действующие для резидентов ТОР). После окончания налоговых каникул сумма налоговых отчислений составит 14,5 млрд рублей ежегодно.
  • Строительство завода будет способствовать газификации Находки. В сентябре 2021 года началась активная фаза строительства газопровода-отвода (протяженностью 98 км от газораспределительной станции «Большой Камень») и газораспределительной станции «Врангель» для транспортировки газа в Находку от магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск — Владивосток.

Риски:

  • В январе 2020 года была начата подготовка строительной площадки для будущего завода. Общая площадь участка для застройки составляет более 600 га. В процессе подготовки площадки было вырублено около 84 га лесного массива (около 14% от общей площади). Таким образом, строительство завода уже оказало негативное влияние на экологию региона.
  • Экологический вред, который может нанести строительство предприятия на берегу моря, вызывает негативную реакцию населения, учитывая и растущее общее недовольство экологической ситуацией в крупном портовом городе. В ноябре 2021 года в Находке прошел санкционированный митинг против строительства НЗМУ. До этого, в марте 2021 года, в городе были организованы общественные слушания, посвященные строительству завода. Несмотря на недовольство граждан, проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Копировать ссылкуСкопировано