КапиталДетали

Страна возможностей

Добыча газа из метановых гейзеров в Крыму, строительство трех энергоблоков на Дальнем Востоке и создание завода железнодорожных колес в Свердловской области. Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

«Черноморнефтегаз» намерен добывать газ из метановых гейзеров со дна Черного моря в Крыму

В 2024 году госпредприятие «Черноморнефтегаз» планирует начать реализацию пилотного проекта по добыче газа на шельфе Черного моря возле Крымского полуострова. Об этом заявил советник главы Республики Крым и советник генерального директора компании «Черноморнефтегаз» Владимир Григулецкий. 

Факты

  • Газ планируют добывать из гейзеров, расположенных на морском дне и содержащих большой объем природного газа. 
  • В 2019 году в Крыму и на его шельфе «Черноморнефтегаз» добыл 1,5 млрд куб. метров газа. При этом потребление газа на полуострове достигает 2,5 млрд куб. метров в год. 

Перспективы

  • Запасы черноморских метановых гейзеров оцениваются более чем в 2 трлн куб. метров газа. 
  • «Черноморнефтегаз» планирует увеличить добычу газа в регионе до 1,7 млрд куб. метров в год к 2025 году и до 2 млрд куб. метров — к 2035 году. 
  • Действующие шельфовые месторождения постепенно исчерпывают свой потенциал. Новый проект поможет нарастить объемы добычи, а также добиться самообеспечения Крыма природным газом.

Риски

  • При реализации проекта могут возникнуть технические сложности, связанные с особенностями геологического строения дна Черного моря. Это может сделать освоение месторождения чрезмерно дорогим. 
  • Из-за международных санкций, наложенных на Крым, могут возникнуть сложности с импортом специального оборудования для добычи газа, а также с привлечением крупных инвесторов. 
  • Добыча газа в территориальных водах Крыма может повлечь обострение российско-украинского конфликта. 

Правительство может профинансировать энергетические проекты «РусГидро» 

Правительство РФ рассматривает возможность выделения 56,5 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) компании «РусГидро» на строительство новых энергоблоков на Нерюнгринской ГРЭС в Якутии, Артемовской ТЭЦ-2 в Приморье и Хабаровской ТЭЦ-4. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.

Факты 

  • Общая стоимость проектов — 226 млрд рублей. 
  • Средства ФНБ составят 25% от общей стоимости проектов. Они могут быть выделены под 4–5% годовых. 
  • Остальные деньги будут привлечены компанией за счет надбавки для потребителей. Средства из ФНБ помогут снизить стоимостную нагрузку на них.

Перспективы

  • Новые угольные энергоблоки на Нерюнгринской ГРЭС планируют построить к 2025 году. Они будут использованы для энергоснабжения железнодорожной сети Восточного полигона ОАО «РЖД». 
  • Газовые энергоблоки на Артемовской ТЭЦ-2 и на Хабаровской ТЭЦ-4 предполагается построить до 2026 года. Они заменят мощности старых ТЭЦ, построенные в 1936 и 1954 годах. 
  • Новые электростанции станут лидерами по мощности в своих регионах и внесут значительный вклад в выработку электроэнергии. 

Риски

Главный риск — затягивание сроков и удорожание строительства. 

  • Ранее «РусГидро» уже срывала сроки подготовки четырех объектов на Дальнем Востоке — ТЭЦ в городе Советская Гавань Хабаровского края, первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 и Якутской ГРЭС-2, а также второй очереди Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 
  • Тогда общий объем финансирования проектов составил 102,8 млрд рублей, из них 50,9 млрд рублей — из федерального бюджета. Из-за переноса сроков и корректировки сметы стоимость строительства выросла на 54,9 млрд рублей. За невыполнение обязательств «РусГидро» выплатила пени в размере 465,5 млн рублей.

В Свердловской области началось строительство завода железнодорожных колес

19 мая губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, а также представители компаний «Евраз» и «Рейл сервис» приняли участие в закладке фундамента нового производства железнодорожных колес. Завод построят в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Титановая долина» неподалеку от города Верхняя Салда.

Факты

  • Компания приступила к подготовке территории к строительству завода в январе 2021 года. 
  • Новый завод займется производством железнодорожных колес и разместится на участке 11 га на первой площадке ОЭЗ — недалеко от города Верхняя Салда.
  • На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это позволяет избежать издержек, связанных с импортом оборудования. 

Перспективы

  • Ожидаемый объем инвестиций в проект составляет 16 млрд рублей. 
  • Старт производства намечен на конец 2022 – начало 2023 года. Его мощность составит 200 тыс. колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс.
  • На заводе планируется открыть 425 высокопроизводительных рабочих мест.
  • Спрос на железнодорожные колеса в России составляет порядка 1,5 млн штук в год, из которых импортируется 10–15%. Ранее они в основном закупались в Украине, однако в феврале 2021 года правительство России ввело запрет на их ввоз из этой страны. По словам руководства «Евраза», новый завод позволит завершить процесс импортозамещения в этой сфере.
  • Производство будет обеспечивать продукцией вагоноремонтные предприятия «Рейл сервиса», однако не исключены поставки другим российским компаниям и на экспорт. 

Риски

  • Экологическая ситуация в Свердловской области остается неудовлетворительной — в рейтинге «Зеленый патруль» регион занимает 80-е место из 85. Любое новое производство должно уделять особое внимание экологическому аспекту.
  • С ОЭЗ «Титановая долина» связан недавний коррупционный скандал. Ее бывший гендиректор Артемий Кызласов находится под следствием за вымогательство взятки в 10 млн рублей у коммерческого директора подрядной организации. В марте судебный процесс перевели в закрытый режим. 
Копировать ссылкуСкопировано