КапиталДетали

Страна возможностей

Турецкая компания Kastamonu начнет выпускать ДСП в Татарстане, в Москве прошла презентация первого отечественного электрогрузовика, в Астраханской области запустят производство кормов для рыбы и домашних животных, в которое инвестируют 2,5 млрд рублей.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Турецкая компания Kastamonu запустит производство древесных плит в ОЭЗ «Алабуга»

Кроме того, «Алабуга Политех» подготовит кадры для нового предприятия. Это уже пятый проект Kastamonu в особой экономической зоне «Алабуга».

Факты:

  • На новом предприятии компании Kastamonu в ОЭЗ «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан) будут производиться плиты ДСП, которые компания ранее не выпускала в России.
  • Kastamonu Entegre производит древесные плиты МДФ, ДСП, ламинированные напольные покрытия, дверные накладки и глянцевые панели. Продукция поставляется в более чем 100 стран.
  • Владелец Kastamonu — Hayat Holding, который охватывает 46 брендов, в том числе Papia и Familia.
  • Kastamonu уже запустила в «Алабуге» несколько производственных линий МДФ (1 млн куб. метров в год) и ламината (45 млн кв. метров).
  • Стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей.
  • На российском рынке ДСП присутствует один ведущий игрок — австрийский холдинг Kronospan (более 27%).

Перспективы:

  • Еще одно соглашение Kastamonu заключила с колледжем «Алабуга Политех», который в течение 10 лет обязуется подготовить 200 новых специалистов для будущего предприятия Kastamonu в Елабуге.
  • Турция отказалась вводить антироссийские санкции на фоне текущей внешнеполитической ситуации, поэтому Kastamonu, вероятно, не откажется от своих инвестиционных проектов в РФ и не заморозит активы.
  • Ставки налогов на имущество, землю и транспорт для предприятий на территории ОЭЗ составляют 0%. Также в «Алабуге» действует режим свободной таможенной зоны: резидентам не нужно платить таможенные пошлины на ввоз импортного оборудования.
  • В 2021 году рос спрос на ДСП, в том числе со стороны мебельной отрасли. Он привел к дефициту сырья на российском рынке.

Риски:

  • Из-за роста процентных ставок по ипотеке спрос на недвижимость, а заодно и на стройматериалы может сократиться.
  • Повышение ключевой ставки ЦБ увеличит стоимость кредитов для застройщиков. В таком случае строительные проекты, находящиеся на начальной стадии, могут заморозить.
  • Основной конкурент Kastamonu — холдинг Kronospan — также планирует выпускать ДСП на своем заводе в Калужской области.

В Москве прошла презентация первого отечественного электрогрузовика EVM PRO

Разработкой EVM PRO занимается компания «Электромобили Мануфэкчуринг рус» при поддержке Ульяновского автомобильного завода. Новый грузовик соберут на базе шасси отечественной бензиновой модели УАЗ «Профи».

Факты:

  • ООО «Электромобили Мануфэкчуринг рус» — стартап из Санкт-Петербурга, зарегистрированный в 2021 году.
  • Завод по производству EVM PRO будет работать на территории ОЭЗ «Технополис «Москва». Выпуск первого грузового автомобиля планируется в сентябре 2022-го. Стоимость одной машины составит 2,5 млн рублей.
  • На одном заряде грузовик проедет 200–300 км. Его вес — 3,5 тонны, полезная нагрузка — до 1 тонны, максимальная скорость — 80 км/ч. Двигатель грузовика — российского производства.
  • В разработку проекта вложено 200 млн рублей. Планируется привлечь еще 1 млрд рублей инвестиций.
  • Основные поставщики электрогрузовиков на российском рынке — таиландская компания Voltus и ООО «Конкордия». Максимальная скорость выпускаемых грузовиков не более 55 км/ч.

Перспективы:

  • В 2021 году спрос на электромобили в России вырос в 3 раза.
  • Компания планирует занять до 30% потенциального объема рынка грузовых электромобилей в РФ.
  • Размещение предприятия на территории Технополиса «Москва» дает право на налоговые и таможенные льготы.
  • Использование электрогрузовиков позволит сократить объемы выбросов в атмосферу (на 10 тонн CO2 в год для одной машины).
  •  «Электромобили Мануфэкчуринг рус» создаст Центр разработок и инноваций электрического транспорта на базе университета им. Петра Великого (СПбПУ).

Риски:

  • Остановка поставок автозапчастей большинством крупнейших производителей на фоне ситуации с Украиной может затормозить реализацию проекта. Цены на них уже выросли в среднем на 30%.
  • У проекта пока нет инвесторов.
  • Грузоподъемность EVM PRO — 1 тонна, а у бензинового «УАЗ Профи» — 1,5 тонны.
  • У компании есть конкуренты в области производства электрогрузовиков в России, например Drive Electro, которая уже сотрудничает с розничной сетью Магнит», или Горьковский автозавод, который работает с «Почтой России».

В Астраханской области начнут производить корма для рыбы и домашних животных

Компания «Рыбные корма» расширяет производство на заводе в ОЭЗ «Лотос». Общие инвестиции составят 2,5 млрд рублей.

Факты:

  • С 2018 года АО «Рыбные корма» является резидентом ОЭЗ «Лотос», расположенной в Наримановском районе Астраханской области.
  • В марте 2020 года компания анонсировала проект по производству кормов для рыбоводческих хозяйств России (объем инвестиций — 1,3 млрд рублей).
  • Производство планировалось запустить в конце 2020 года, однако пока работы все еще ведутся. А 1 марта 2022 года компания объявила о расширении ассортимента — теперь она планирует производить и корма для домашних животных. Инвестиции вырастут вдвое (до 2,5 млрд рублей).
  • Запустить первую линию производства планируется осенью 2022-го, вторую — в 2025 году.

Перспективы:

  • Компания заключила соглашение о разработке рецептур не только с российскими экспертами, но и с иностранными партнерами.
  • Количество рабочих мест увеличится с планируемых 69 до 102.
  • Производство кормов для домашних животных в России растет, в 2020 году оно достигло 661 тыс. тонн в год. Часть российской продукции отправляется на экспорт, в том числе в Беларусь, Казахстан, Германию. В 2021 году объем экспорта составил 160 тыс. тонн — рост на 32% по сравнению с 2020-м.

Риски:

  • Рынок рыбных кормов в России развит слабо: потребление экструдированных кормов (для лососевых, осетровых и сиговых пород) составляет около 90 тыс. тонн, среди которых только 20 тыс. тонн производится в России.
  • При переводе производства на корма для домашних животных инвестору, который в этой сфере никогда не работал, придется выдержать конкуренцию с известными зарубежными брендами — Mars Petcare (Whiskas, Pedigree, Kitekat), занимающим более половины рынка, и Nestle (Purina, Felix и др.), занимающим 20% рынка.
Копировать ссылкуСкопировано