КапиталДетали

Страна возможностей

На берегу Кольского залива построят угольный терминал, в Красноярском крае начнут добывать железную руду, в Хабаровском крае появится производство СПГ.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Морской торговый порт Лавна стал резидентом ТОР «Столица Арктики» в Мурманской области

Проект «МТП Лавна» предполагает строительство угольного терминала и транспортной инфраструктуры на берегу Кольского залива. Строительство стартовало в сентябре 2021 года.

Факты

  • Совладельцами ООО «МТП Лавна» являются АО «Центр развития портовой инфраструктуры» (60% уставного капитала), «СДС-Уголь» (25%), АО «РЖД-Инфраструктурные проекты» (10%), а также АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК, 5%).
  • Проект строительства угольного терминала в Кольском заливе появился в 2006 году, им занимался Сибирский деловой союз (СДС). Партнером СДС должна была выступить компания «Кузбассразрезуголь». Компании хотели завершить работы к 2010 году. Но проектирование терминала началось только в 2009 году. 
  • В 2013 году СДС отказался от строительства и продал 50% доли в проекте компании Кузбассразрезуголь», которая также не начала его строительство. В 2015 году ГТЛК заявила о намерении выкупить проект у инвестора. 
  • Официальный старт проекта по строительству терминала был дан 30 марта 2018 года (тогда началась подготовка территории к строительству инфраструктуры). 1 октября 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о заключении концессионного соглашения (подписано Росморречфлотом и МТП «Лавна» в ноябре 2018 года). Механизм концессии предусматривает, что МТП «Лавна» должен построить угольный терминал мощностью 18 млн тонн, а правительство — обеспечить транспортную доступность и завершить строительство первого этапа железной дороги. 
  • В 2018 году интерес к проекту вновь проявил совладелец «Кузбассразрезугля» Андрей Бокарев. Вслед за ним в проект решил вернуться СДС. В 2019 году в результате подписания акционерного соглашения с ГТЛК новыми совладельцами «Лавны» стали ООО «БизнесГлобус» (контролируется Бокаревым) — 30%, «СДС-Уголь» — 25%, еще 30% получил Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ).
  • В 2020 году реализация проекта вновь остановилась. Это было связано как с кризисом, разразившимся на фоне пандемии коронавируса, так и с падением цен на уголь, что делало проект менее привлекательным для финансирования.
  • В августе 2021 года из проекта вышел «БизнесГлобус». Его долю приобрел ЦРПИ, увеличив свою часть в «Лавне» до 60%.
  • Строительство терминала стартовало в сентябре 2021 года. Генеральным подрядчиком выступило АО «ТЭК Мосэнерго».
  • В порту будет сооружен глубоководный причал длиной 660 м для обеспечения одновременной отгрузки угля двумя крупнотоннажными балкерами. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал будет работать круглогодично без привлечения ледоколов. Также на территории терминала будут действовать четыре открытые площадки с единовременным хранением 1,2 млн тонн угля.
  • Общая мощность терминала «Лавна» составит 18 млн тонн угля в год.
  • Объем инвестиций в угольный терминал оценивается в 36,9 млрд рублей, строительство подъездной ж/д линии — в 1,3 млрд рублей.

Перспективы

  • Благодаря строительству угольного терминала будет создано около 660 рабочих мест.
  • Как резидент территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики», МТП «Лавна» получит налоговые льготы и преференции. Например, ставки по страховым взносам составят 7,6%, ставки налога на землю — 0% в течение 3 лет, налога на имущество — 0% в течение 5 лет.
  • Строительство терминала будет способствовать выполнению поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году. По словам руководства ГТЛК, рассматривается возможность экспорта угольной продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • Кроме того, МТП «Лавна» призвана внести вклад в переориентацию грузовой базы российских экспортеров из портов Прибалтики на отечественные портовые мощности.

Риски

  • Основным поставщиком оборудования для терминала должна была стать немецкая компания Thyssen Krupp. Введение в 2022 году санкций со стороны Евросоюза будет препятствовать поставкам необходимого для строительства терминала оборудования, а следовательно, завершению проекта в указанные сроки. 
  • В марте 2022 года Еврокомиссия разработала план отказа от использования российских энергоресурсов до 2030 года. Поставки угля в страны ЕС могут значительно сократиться, что будет означать преимущественную ориентацию на перевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути, то есть весьма долгим и дорогостоящим путем.
  • Вследствие введения санкций две швейцарские компании, которые должны обеспечить загрузку терминала, — Telf AG и EP Resources AG — могут прервать сотрудничество с МТП «Лавна». В таком случае мощности терминала будут простаивать, а проект не будет окупаться.
  • По территории поселка Молочный Кольского района будут проходить составы поездов с углем, что может отрицательно повлиять на экологию.
  • Перспективы группы СДС в проекте находятся под большим вопросом — в 2021 году на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области, которая принадлежит компании «СДС-Уголь», произошел взрыв (в результате погибли более 50 человек). Ряд руководителей компании «СДС-Уголь» остаются под арестом. Кроме того, с декабря 2021 года под арестом находится основной владелец СДС Михаил Федяев.

Краснокаменская ГПК возобновит добычу и переработку железной руды в Красноярском крае

4 марта ООО «Краснокаменская горно-перерабатывающая компания» и Корпорация развития Енисейской Сибири подписали соглашение о сотрудничестве. В соответствии с ним инвестор построит горно-обогатительный комбинат полного цикла по переработке железной руды. 

Факты

  • Проект предполагает создание горно-обогатительного комбината полного цикла на базе действующих месторождений железной руды — Ирбинского, Бурлукского и Изыгского. На начальном этапе планируется модернизировать цех грубого дробления на действовавшей ранее дробильно-обогатительной фабрике и запустить добычу железной руды объемом 1,6 млн тонн в год. В дальнейшем будет осуществлено строительство цеха мокрого обогащения и хвостового хозяйства объемом производства до 1,3 млн тонн в год. 
  • Запасы Ирбинского месторождения составляют 4,975 млн тонн (забалансовые — еще 31,566 млн тонн), Бурлукского месторождения — 26,335 млн тонн (забалансовые — еще 2,798 млн тонн), Изыгского месторождения — 3,967 млн тонн.
  • Планируемый объем инвестиций — 2,153 млрд руб.
  • В результате реализации проекта будет создано 322 рабочих места.
  • Первичный концентрат, производимый на предприятии, будет реализовываться на российском рынке, а также поставляться на экспорт в Китай.

Перспективы

  • На данный момент добыча и обогащение железной руды в Красноярском крае не производятся. Кроме того, в регионе отсутствуют предприятия, использующие рудный концентрат в качестве сырья для производства окатышей или железосодержащих брикетов.
  • На фоне увеличения спроса на железную руду в Китае цены на сырье начали расти с ноября 2021 года. При дальнейшем росте цен на сырье экспорт в КНР будет выгодным, что сократит срок окупаемости проекта.
  • Подписание соглашения с Корпорацией развития Енисейской Сибири позволяет Краснокаменской ГПК получать поддержку на различных стадиях реализации проекта. Так, корпорация помогает получать различные меры государственной поддержки (в том числе госфинансирование), осуществляет поиск соинвесторов и партнеров, привлекает поставщиков и подрядчиков.

Риски

  • Основной проблемой для проекта стало отсутствие инвестора. Соответственно, не определены четкие сроки реализации проекта.
  • Что касается собственных средств Краснокаменской ГПК, то в 2020 году ее чистый убыток составил 104 тыс. руб. Инициатор проекта не имеет возможности осуществлять строительство на собственные средства.
  • Более того, в январе 2020 года межрайонная инспекция ФНС №10 по Красноярскому краю подала в арбитражный суд иск о признании банкротом ООО «Ирбинский рудник» (компанией владеет Краснокаменская ГПК), сумма просроченной задолженности составляет 45,8 млн руб. В декабре 2020 года арбитражный суд Красноярского края признал обоснованным заявление о банкротстве ООО «Ирбинский рудник» и ввел процедуру наблюдения в отношении компании.
  • В январе 2021 года было возбуждено уголовное дело в отношении экс-управляющего Ирбинского рудника, подозреваемого в сокрытии денежных средств организации. 

Компания «Востокарктикнефтегаз Ракитное» создаст производство сжиженного природного газа в Хабаровском крае

Производство сжиженного природного газа (СПГ) расположится на территории ТОР «Хабаровск» и будет малотоннажным — его мощность составит 33,6 тыс. тонн в год. Использование СПГ ускорит газификацию региона, а также позволит повысить энергоэффективность и экологичность с одновременным снижением затрат для бизнеса в регионе. 

Факты

  • Реализация проекта осуществляется в рамках правительственных инициатив по развитию рынка СПГ и внедрению ESG-технологий в России.
  • Так как проект реализуется на территории опережающего развития (ТОР), он будет обеспечен электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, а также получит льготы по налогам на прибыль и имущество и сниженные страховые взносы. Кроме того, для производства будет снижен тариф на электроэнергию, а в рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики к земельному участку будет проложена дорога.
  • На июль 2021 года в Хабаровске были частично газифицированы 32 населенных пункта и планировалось проведение дополнительных сетей для догазификации 27 населенных пунктов к 2023 году. Регион входит в Программу развития газоснабжения и газификации регионов РФ ПАО «Газпром» на 2021–2025 годы, в нем функционируют четыре газораспределительные организации. Уровень газификации края в настоящее время составляет около 40%. 

Перспективы

  • Запуск первой очереди завода планируется в августе 2024 года, ее мощности составят 16,8 тыс. тонн в год. Запуск второй очереди с аналогичной мощностью планируется в январе 2025 года. Таким образом, общая мощность нового производства составит 33,6 тыс. тонн в год. Обе установки будут производить по 2 тонны СПГ в час. Также будет создана сопутствующая инфраструктура — резервуары хранения СПГ, пост налива СПГ и др.
  • Объем инвестиций в проект по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики составит 2,4 млрд рублей. Производство обеспечит 32 рабочих места. 
  • Потребителями СПГ станут местные промышленные и сельскохозяйственные компании, муниципальные и частные автотранспортные предприятия, предприятия коммунальной энергетики. Поставки будут направляться им напрямую с использованием криоцистерн, а заправка машин (в том числе физических лиц) и автобусов будет осуществляться как на криоАЗС, так и на обычных АЗС (с установкой специальных модулей).
  • Запуск производства создаст условия для повышения энергоэффективности и снижения себестоимости продукции и услуг в регионе. На сайте правительства Хабаровского края отмечается, что это особенно актуально в период действия международных санкций. Кроме того, использование СПГ положительно влияет на экологию. 

Риски

  • В Хабаровском крае уже были неудачные попытки реализации СПГ-проектов. Так, проект Дальневосточного СПГ в поселке Де-Кастри планируется к реализации с 2013 года и продолжает откладываться по различным обстоятельствам. 
  • Проект «Востокарктикнефтегаз Ракитное» относится к малотоннажным. Поэтому он не решит проблемы газификации Хабаровского края, а лишь обеспечит небольшую часть локального потребления природного газа. 
Копировать ссылкуСкопировано