КапиталДетали

Страна возможностей

«Газпром нефть» будет производить необходимые в металлургии графитированные электроды, компания «Промышленные технологии» модернизирует производство нефтегазового оборудования в Тверской области, а самарский завод «Авиакор» приступает к работе над новым пассажирским самолетом «Ладога».

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

«Газпром нефть» построит завод по выпуску графитированных электродов в Омской области

11 марта 2022 года компания «Газпромнефть-Графитек» (дочернее предприятие «Газпром нефти») получила статус резидента особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Авангард» в Омске. Новое предприятие будет выпускать графитированные электроды. Эта продукция наиболее востребована в металлургии при выплавке стали и сплавов.

Факты

  • Мощность нового предприятия «Газпром нефти» составит 45 тыс. тонн электродов в год.
  • Предполагаемый объем инвестиций, необходимый для реализации проекта по строительству предприятия, составляет 37 млрд руб.
  • Запуск завода в эксплуатацию запланирован на 2026 год, а выход на проектную мощность — в 2027 году.
  • На новом предприятии будет создано 384 рабочих места.
  • По оценкам экспертов, зависимость российского рынка от импортных графитированных углеродов составляет около 50%.
  • Лидером по выпуску графитированных электродов является Китай (около 66% мирового экспорта). Объем поставок продукции в Россию из Китая в 2021 году составил 45,3 тыс. тонн.

Перспективы

  • Новый электродный завод позволит снизить зависимость от импорта (преимущественно китайского) графитированных электродов.
  • Размещение предприятия на территории ОЭЗ «Авангард» позволит получить налоговые преференции. Так, региональная ставка налога на прибыль составит 0% в первые 5 лет деятельности, 5% — с шестого по 10-й год деятельности и 13,5% после 10 лет деятельности предприятия. Кроме того, ставки транспортного налога и налога на имущество обнуляются на 10 лет, а земельного налога — на 5 лет.

Риски

  • Ранее планируемая мощность нового электродного завода составляла 30 тыс. тонн в год, однако по мере развития проекта данное значение выросло до 45 тыс. тонн. Увеличение мощности в 1,5 раза повлекло за собой рост стоимости строительства предприятия.
  • Потребление электродов в России может значительно сократиться на фоне намерений Европейского союза запретить ввоз российской сталелитейной продукции.

Компания «Промышленные технологии» модернизирует производство нефтегазового оборудования на заводе в Тверской области

17 марта 2022 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил финансирование проекта ООО «Промышленные технологии» в Тверской области. Компания будет модернизировать бежецкий завод по производству машин для нефтегазовой промышленности.

Факты

  • Основными заказчиками завода на поставку нефтегазового оборудования были «Газпром» и «Роснефть».
  • После реализации проекта по модернизации завода планируется выпуск агрегатов для капитального ремонта нефтяных и газовых скважин и мобильных буровых установок.
  • Новое предприятие намерено ежегодно выпускать не менее 40–50 единиц продукции, а общий бюджет проекта составляет 749 млн рублей.
  • В ходе реализации проекта будет создано 250 рабочих мест. На полную мощность завод планируют запустить в конце 2022 — начале 2023 года.
  • Во втором полугодии 2021 года парк буровых установок российских нефтегазовых компаний оценивался примерно в 1360 машин, из которых более 270 установок (около 20%) превысили нормативный срок службы в 20 лет. Следовательно, можно предположить рост спроса на оборудование в краткосрочном периоде из-за необходимости его замены.

Перспективы

  • Реализация проекта способствует импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения. На данный момент доля российского нефтегазового оборудования составляет более 60%, оставшаяся часть приходится на импортные установки.
  • На фоне ухода с российского рынка производителей оборудования из ЕС и США может вырасти спрос нефтегазовых компаний на отечественную продукцию.

Риски

  • Высокая конкуренция в области изготовления и поставок нефтегазового оборудования наблюдается со стороны китайских производителей. Так, компании Honghua, Sinopec, Haihua и Kerui предлагают продукцию по ценам на 15–20% ниже, чем у российских производителей, а также отсрочку платежа на срок от одного года до трех лет.

Самарский завод «Авиакор» приступает к работе над новым пассажирским самолетом

Завод будет выпускать турбовинтовой самолет «Ладога», рассчитанный на перевозку 44 пассажиров и на дальность полета не более 2200 км. Сообщается, что при производстве «Ладоги» будут использоваться только российские детали.

Факты

  • «Авиакор» — авиастроительное предприятие, расположенное в Самаре. Оно входит в холдинг «Русские машины», контролируемый промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В 2020 году выручка «Авиакора» составила 1,263 млрд рублей, а чистая прибыль — 291,6 млн рублей.
  • Завод был основан в 1930 году в Воронеже, в 1941-м эвакуирован в Куйбышев (Самара). В советское время занимался серийным производством самолетов, среди наиболее масштабных — выпуск Ту-154. В 1999 году завод стал частью группы «Сибирский алюминий» (сейчас — «Базовый элемент»).
  • В настоящее время завод не выпускает самолеты, а осуществляет капитальный ремонт Ту-154, техническое обслуживание Ту-154, Ан-140, Ан-74 и поставляет компоненты для различных типов самолетов.
  • В марте 2022 года правительство Самарской области сообщило, что завод «Авиакор» приступает к работе над новым пассажирским самолетом «Ладога». Работы ведутся по заказу Минпромторга РФ.

Перспективы

  • «Ладога» является турбовинтовым маломестным самолетом — он будет вмещать 44 пассажира. Максимальная дальность полета с 44 пассажирами составит 2200 км, а дальность с максимальной нагрузкой (5 тонн) — 1200 км. Крейсерская скорость самолета — 460–480 км/ч, высота полета — до 7200 м.
  • При производстве «Ладоги» будут использоваться только российские материалы, агрегаты и системы. Импортозамещение в области гражданского авиационного строительства стало необходимым, так как в рамках санкций со стороны стран Евросоюза запрещена продажа самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям.

Риски

  • В числе проблем — слишком высокая стоимость самолетов «Ладога» (около $14 млн) и тяжелая окупаемость — для этого придется продать около 250–300 самолетов.
Копировать ссылкуСкопировано