КапиталДетали

Страна возможностей

Порядка 15 млрд рублей вложат инвесторы в развитие социокультурного пространства «Завод Шпагина» в Перми, Магнитогорский завод запустил новую машину для литья валков, а в Приамурье появится угольная станция с объемом погрузки до 4,5 млн тонн в год.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Бывшую промзону в Перми превратят в масштабное социокультурное пространство

Территорию бывшего пермского завода Шпагина в 2017 году выкупили краевые власти, а в 2022-м приняли концепцию развития социокультурного пространства по примеру «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге. Одним из инвесторов проекта станет Газпромбанк.

Факты

  • Завод Шпагина (Главные железнодорожные мастерские) появился в Перми в 1878 году и изначально занимался ремонтом паровозов. Позже там изготавливали дрезины и путевые машины. В 2017 году завод был закрыт, а его площадка (8,5 га плюс 6 га прилегающей территории) перешла в собственность Пермского края.
  • Площадка бывшего завода расположена в историческом центре Перми. Эту территорию местные власти выкупили с целью создания культурно-исторического центра к 300-летию города, которое будут отмечать в 2023 году. В настоящее время на территории завода расположен ряд арт-объектов (в частности, лекторий «Точка кипения»), там же идут кинопоказы, экскурсии, выставки.
  • В апреле 2022 года правительство Пермского края, Фонд развития Пермского края (ФРПК), Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» заключили соглашение о совместном развитии территории «Завода Шпагина». Там планируют создать места для досуга и культурно-массовых мероприятий.

Перспективы

  • В рамках развития территории предполагается преобразовать бывшую промзону в универсальный многофункциональный кластер по примеру «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге. По предварительным данным, на здесь разместятся Пермская государственная художественная галерея, креативное пространство, фуд-молл, мультимедийный парк «Союзмультфильм», дом музыки и малый театральный зал.
  • Предполагаемые инвестиции в проект составят около 15 млрд рублей.
  • Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин отметил: «Рассчитываем, что успешно реализуем проект, после чего «Завод Шпагина» станет еще одним центром притяжения не только для жителей края, но и для туристов, и его будут посещать в год примерно 3,6 млн человек».

Риски

  • После перехода участка к краевым властям на нем снесли несколько зданий, построенных еще в дореволюционное время (музей знаменитых людей завода, здравпункт). Впрочем, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края подтвердила, что эти здания не представляют культурно-исторической ценности.

Магнитогорский завод запустил новую машину для литья валков

Магнитогорский завод прокатных валков (МЗПВ) ввел в эксплуатацию третью машину для литья валков. Это позволит заместить импорт данной продукции, которая раньше поставлялась в Россию из Украины и стран ЕС.

Факты

  • Прокатный валок — это рабочая часть прокатного стана, установки, использующейся в процессе обработки металла. Проходя между прокатными валками, металл обжимается и вытягивается, приобретая требуемую форму и размеры.
  • Основным оборудованием для литья валков на МЗПВ станет новая машина немецкой компании Kuettner. Она позволит производить примерно 2 тыс. валков в год.
  • Стоимость нового проекта по расширению производства валков составила около 1,5 млрд руб.
  • В 2020 году основными экспортерами валков в мире были Китай (20% мирового экспорта в денежном эквиваленте), Германия (12,6%), Япония (12,2%), США (6,07%), Южная Корея (5,23%). Россия по итогам 2020 года также стала одним из основных мировых импортеров прокатных валков (6,61%).
  • Ранее данная продукция в Россию поставлялась в основном из Украины и стран Евросоюза, однако введение санкций может воспрепятствовать поставкам.

Перспективы

  • Получение валков способом центробежного литья, который применяется на МЗПВ, позволяет максимально уплотнить структуру металла и обеспечить более долгий срок службы валка.
  • По словам руководства предприятия, производственных мощностей новой машины центробежного литья валков вполне достаточно для удовлетворения потребностей российских промышленных гигантов — ММК, Новолипецкого металлургического комбината и «Северстали».

Риски

  • Запрет на ввоз российской сталелитейной продукции в страны Европейского союза может отрицательно сказаться на объемах производства российских металлургических предприятий. Соответственно, потребность в прокатных станах и их комплектующих (которыми являются валки) может значительно снизиться.

В Приамурье появится угольная станция с объемом погрузки угля порядка 4,5 млн тонн в год

Компания «Антрацитинвестпроект» реализует проект по строительству угольного кластера на территории Якутии и Амурской области. Он предполагает старт разработки Сыллахского угольного месторождения, расположенного в Якутии.

Факты

  • Основная деятельность компании «Антрацитинвестпроект» — добыча угля и антрацита. В 2019 году «Антрацитинвестпроект» выиграл аукцион на получение лицензии на разработку Сыллахского месторождения.
  • После этого компания решила построить в Амурской области угольную станцию для перевалки сырья с объемом погрузки 4,5 млн тонн ежегодно.
  • Добытый уголь будут реализовывать в России и за рубежом.
  • По словам гендиректора «Антрацитинвестпроекта» Петра Хаспекова, запуск первой очереди проекта по добыче и отгрузке угля (а соответственно, завершение строительства железнодорожной станции) запланирован на 28 августа 2022 года и приурочен к Дню шахтера.

Перспективы

  • В результате реализации проекта по строительству станции будет создано около 700 рабочих мест.
  • Также в рамках проекта в Амурской области построят два общежития — для работников фабрики и месторождения, а также рабочих перегрузочного комплекса. Строительство первого общежития на 200 человек уже завершено, в данный момент идет строительство второго здания.
  • Так как часть проекта угольного кластера реализуется на территории Амурской области, «Антрацитинвестпроект» может получить статус резидента ТОР «Приамурская». В результате инвестор будет иметь налоговые льготы.

Риски

  • Стоимость проекта на территории Амурской области должна была составить 3 млрд руб. Однако в 2022 году она возросла до 4,5 млрд руб. Таким образом, итоговая стоимость всего проекта также увеличится, что может отрицательно сказаться на сроках его реализации.
Копировать ссылкуСкопировано