Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Омске построят новый аэропорт «Омск-Федоровка»
Губернатор Омской области Александр Бурков представил проект строительства новой воздушной гавани. Она заменит действующий аэропорт «Омск-Центральный», расположенный в черте города. Инвестиции в проект составят 36 млрд рублей, а пассажиропоток через Омск может быть увеличен почти в 3 раза.
Факты
- 3 октября 2022 года губернатор Омской области Александр Бурков представил инвестиционный проект строительства нового международного аэропорта «Омск-Федоровка» председателю комитета по экономической политике Совета Федерации Андрею Кутепову. Проект получил одобрение сенаторов.
- Территория будущего аэропорта расположена в 15 км к северо-западу от границы Омска.
- Ныне действующий аэропорт «Омск-Центральный» расположен в черте города (в 5 км от центра), что вызывает ряд неудобств. Губернатор Бурков сообщает: «Из-за того, что в настоящее время действующий аэропорт находится в черте города, мы не смогли дать разрешение на строительство школы, поскольку она попадала в седьмую подзону приаэродромной территории. Были случаи, когда транспортная прокуратура по этой же причине пыталась остановить строительство детского сада, который уже был на 95% построен». В связи с этим для города приоритетно строительство нового аэропорта, который будет располагаться за его чертой.
- В случае реализации проекта «Омск-Федоровка» аэропорт «Омск-Центральный» будет закрыт.
Перспективы
- Стоимость проекта составляет более 36 млрд рублей. Из них 17 млрд рублей необходимо выделить из федерального бюджета — они будут потрачены на строительство аэродрома и создание аэродромной инфраструктуры (взлетной полосы и радиолокационной системы). Остальную сумму инвестируют частные компании.
- Губернатор Бурков подчеркнул, что необходимость строительства нового аэропорта определяется как внутрирегиональными причинами (экология, безопасность, увеличение пассажиропотока), так и причинами общероссийского характера. Так, он отметил: «Что касается грузоперевозок из Китая, то Омск имеет самую лучшую ортодромию, если лететь в западную часть России. В этом смысле аэропорт нужен не только Омской области, но и стране в целом».
- В случае реализации проекта новый аэропорт сможет обслуживать международные транзитные рейсы.
- Пассажиропоток аэропорта «Омск-Центральный» составляет около 1,3 млн пассажиров в год. Строительство нового аэропорта увеличит потенциальный пассажиропоток до 3,8 млн человек к 2035 году.
- Кроме того, реализация проекта позволит создать 2,7 тысячи новых рабочих мест.
Риски
- На данный момент неизвестно, какие именно частные компании будут принимать участие в реализации проекта. В 2017 году интерес к реконструкции аэропорта проявляли ведущие российские компании «Новапорт» и «Аэропорты регионов», однако результатов достигнуто не было.
- Строительство нового аэропорта будет иметь сложный характер с инженерной точки зрения. В 2009 году сообщалось, что для возобновления строительства аэропорта необходимо снести все построенное на данный момент, а также осушить болото, образовавшееся в результате бетонирования больших площадей при отсутствии дренажа и сбросного коллектора.
Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции аэропорта в Архангельске
Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по итогам рассмотрения документации по проекту реконструкции аэропорта Архангельск. Основным направлением деятельности в рамках проекта станет модернизация взлетно-посадочной полосы.
Факты
- Международный аэропорт Архангельск им. Ф.А. Абрамова (АО «Аэропорт Архангельск») расположен в Талажском авиагородке в 6 км от города Архангельска. Аэропорт связан регулярным авиасообщением с Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи, Мурманском, Калининградом, Петрозаводском, Нарьян-Маром, Сыктывкаром, Казанью, а также рядом районных центров Архангельской области (Котлас, Соловки).
- Начать реконструкцию аэропорта планируется в 2023 году. Проект должен завершиться в 2024 году.
- Инфраструктура аэропорта будет реконструирована и частично заменена. Планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта протяженностью 2,5 км. Также будут обновлены рулежные дорожки, водосточно-дренажная система аэродрома и очистные сооружения, установлены светосигнальное оборудование, периметровое ограждение, построена патрульная автодорога и комплекс аварийно-спасательной станции.
- Реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта планируется провести в три этапа. Сначала будет отремонтирована левая и правая части взлетно-посадочной полосы. В это время прием и отправка самолетов будет идти в штатном режиме. На третьем этапе начнется ремонт центральной части полосы.
Перспективы
- В 2021 году пассажиропоток аэропорта Архангельск составил 1,0688 млн человек, что на 65,76% больше, чем в 2020-м. При дальнейшем росте пассажиропотока может быть увеличено количество рейсов. Соответственно, реконструкция ВПП и прочей инфраструктуры необходима для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов и качества предоставляемых авиауслуг.
- Дальнейшее обновление инфраструктуры аэропорта Архангельск будет способствовать развитию остальной части региональной сети авиасообщения. Например, после снижения временной нагрузки на аэропорт Васьково, на который будет частично перераспределена нагрузка аэропорта Архангельск в период реконструкции, на территории Васьково также может быть произведена реконструкция инфраструктуры.
Риски
- На третьем этапе реконструкции ВПП, когда работы будут производиться на ее центральной части, потребуется пересмотреть график полетов или временно закрыть комплекс. Это может привести к нарушению коммуникации Архангельской области с другими регионами.
- Изначально в 2018 году стоимость реконструкции ВПП была оценена в 4,4 млрд рублей. К 2022 году стоимость проекта возросла до 8,7 млрд рублей. При дальнейшем увеличении стоимости проекта может возрасти срок его реализации, что способно отрицательно сказаться на авиасообщении между Архангельской областью и другими регионами.
В Северной столице запустили производство электроники в ОЭЗ «Санкт-Петербург»
Разрешение на ввод в эксплуатацию завода по производству электроники получила компания ПАНТЕС. Предприятие построили на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург».
Факты
- Компания ПАНТЕС специализируется на разработке и производстве высокотехнологичной электроники (печатных плат). Они используются в бытовой технике, аппаратуре средств связи, вычислительной технике, в системах автоматизации, контрольно-измерительной аппаратуре, в медицинском приборостроении, автомобильной промышленности, других областях промышленной электроники, авиационной, космической промышленности. Кроме того, печатные платы являются значимой продукцией для оборонной промышленности.
- Производственный корпус нового завода ПАНТЕС площадью 6 тыс. квадратных метров расположен на территории 1,2 га на площадке «Новоорловская» в ОЭЗ «Санкт-Петербург».
- На первом этапе предприятие будет выпускать по заказам российских компаний до 1 млн плат в год.
- Открытие нового производства позволит создать около 250 рабочих мест.
Перспективы
- Компания ПАНТЕС планирует обеспечить рабочими местами выпускников ведущих технических вузов России (в частности, расположенных в Санкт-Петербурге).
- Строительство предприятия будет способствовать реализации импортозамещения в производстве российской электроники.
- По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Кирилла Полякова, печатные платы необходимы для продвижения проекта «Умный город». Соответственно, расширение их производства будет способствовать автоматизации процесса управления городским хозяйством.
- Так как производственный корпус завода спроектирован и построен с использованием экологических и энергосберегающих технологий, эксплуатационные затраты (связанные в основном с потреблением электроэнергии) сокращены более чем на 25%. Это позволяет компании предлагать заказчикам продукцию по более низкой стоимости без снижения качества итоговой продукции.
- Размещение предприятия на территории ОЭЗ позволяет компании получать различные виды налоговых льгот.
Риски
- По словам представителей компании, на новом заводе использовано оборудование от «ведущих мировых производителей» (например, на санкт-петербургском предприятии ПАНТЕС используется оборудование Yamaha (Япония), REHM (Германия), NUTEK (Нидерланды), CyberOptics (США), SpeedLine (США)). Это ставит предприятия в зависимость от импортных поставок компонентов.