В Астраханской области построят международный морской порт
Экспертный совет особой экономической зоны (ОЭЗ) «Лотос» в Астраханской области одобрил строительство нового морского порта на территории Лиманского района. 25 мая 2021 года «Портово-логистическая компания «Каспий» и один из ведущих немецких операторов в сфере логистики Martrade Holding подписали договор о совместном развитии порта и организации международной логистики.
Факты
- Строительство планируется на площади 195 га.
- Вместе с ОЭЗ «Лотос», проект образует Каспийский кластер — новый логистический центр строящегося транспортного коридора «Север – Юг», который призван связать страны Европы с Ираном и Индией по речным и морским путям.
- Порт из 6 терминалов возведут в районе села Забурунный Лиманского района. В планах — обустройство 2-х причалов, прилегающих к другому порту в Лиманском районе и обеспечение объекта электроснабжением, водоснабжением и водоотведением.
- Общий объем инвестиций составит около 27 млрд рублей.
Перспективы
- Новый порт может развить грузоперевозки и конкурентоспособность российских портов на мировом рынке. Он должен привлечь грузоперевозчиков из соседних стран, прежде всего из Ирана и Индии, а также из Европы.
- Строительство комплекса, по прогнозам, повысит инвестиционную привлекательность Астраханской области в целом и ее 2-х ОЭЗ в частности.
- Бонус — появление новых рабочих мест и налоговые отчисления в бюджет региона.
Риски
- Новый транспортный коридор сейчас не функционирует: на Иран наложены санкции, а сообщение в Индию до сих пор не налажено. Порт сможет обслуживать только очень ограниченные перевозки, связанные с постсоветскими государствами Каспия.
- Для повышения загрузки порта необходимо будет развивать не только морскую и речную, но и другие виды инфраструктуры, включая железнодорожные и автомобильные перевозки. Однако только в июне 2021 года РЖД планирует отправить первый тестовый поезд по западной ветке МТК «Север – Юг» в Индию.
Ставрополье может стать одним из центров развития ветроэнергетики в России
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров во время ежегодного отчета о социально-экономическом развитии региона объявил о создании двух ветропарков совокупной мощностью 120 мегаватт. Строительством займется оператор ВЭС «ВетроОгк-2», принадлежащий АО «НоваВинд», который входит в «Росатом».
Факты
- Медвеженскую ветроэлектростанцию (ВЭС) построят в Труновском округе к 2021 году, а Берестовскую – в Петровском округе к 2022-му.
- На Медвеженской ВЭС будет работать 24 ветроэнергетические установки по 2,5 мегаватта мощности каждая.
- Медвеженская и Берестовская ВЭС будут частью финансового проекта «ВетроОгк-2» и Газпромбанка, в рамках которого планируется построить ветроэлектростанций на сумму 40 млрд руб. Проект согласован на 12 лет.
- Пока в Ставропольском крае функционируют две ветроэлектростанции: Кочубеевская мощностью 210 МВт, которая остается крупнейшей в стране, и Кармалиновская ВЭС мощностью 60 МВт.
Перспективы
- Проекты новых ветропарков внесут большой вклад в развитие ветряной электроэнергетики не только Ставропольского края, но и России в целом. Предполагаемые мощности новых ВЭС позволят им войти в топ-5 ветроэлектростанций в стране.
- Ставропольский край, по заявлению губернатора Владимирова, намерен стать центром компетенций в сфере «зеленой» энергетики, не только за счет проектов ветропарков, но и солнечных электростанций.
- По мнению главы региона, к 2024 году в Ставропольском крае мощность объектов ветряной и солнечной генерации сможет достичь 1 гигаватта.
Риски
- В начале 2021 г. федеральная поддержка проектов ВИЭ была сокращена на 30% на период до 2035 г.
- Также потребуются крупные частные вложения, но сотрудничество с Газпромбанком может гарантировать реалистичность данных проектов.
Федеральные инвестиции поддержат энергоснабжение изолированных районов Якутии
Согласно сообщению заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в 41-ом отдаленном населенном пункте Якутии будут построены новые энергокомплексы совокупной мощностью 61 мегаватт.
Факты
- Среди проектов — высокоэффективные дизельные электростанции (ДЭС), солнечные электростанции и накопители энергии.
- За реализацию и полное финансирование в 13-ти населенных пунктах будет отвечать «Группа ЭНЭЛТ», в 17-ти населенных пунктах — «Хевел Энергосервис» и в 11-ти населенных пунктах — «Гидроэлектромонтаж».
- Предполагаемые сроки ввода в эксплуатацию нового оборудования рассчитаны на 2022-23 гг.
Перспективы
- Реализация проектов может снизить объемы использования и завоза дорогого органического топлива. Его экономия в отдаленных поселениях Якутии составит 10–70%.
- Переход на гибридную энергетику снизит расходы региона на 30%, что сделает тарифы на электроэнергию более доступными для жителей. В Якутии на удаленных территориях тариф дизельных электростанций составляет от 45 до 70 руб за кВт/час. Для выравнивания ситуации предусмотрена ежегодная субсидия в размере более 12 млрд руб.
- Успешный опыт реализации проектов в Якутии может способствовать распространению аналогичных проектов по всему Дальнему Востоку.
Риски
Реализация планов несет определенные финансовые риски для инвесторов. В этой связи вице-премьер Трутнев предложил централизовать проекты в рамках программы компании «РусГидро».