«Газпром нефть» договорилась с «РЖД» о перевозке нефти из ЯНАО
«Газпром нефть» и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение об использовании железной дороги в качестве основного варианта вывоза нефти и газового конденсата с Харасавэйского и Бованенковского месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Об этом сообщает агентство «Вести-Ямал».
Факты
- По договору, более 52 млн тонн жидких углеводородов перевезут из Бованенково по железной дороге в балтийский порт Усть-Луга в Ленинградской области с 2025 по 2040 годы.
- Ранее основным вариантом вывоза нефти и газового конденсата «Газпром нефтью» считалось строительство нового морского терминала в Харасавэе.
- Выбор в пользу железнодорожных перевозок обусловлен более выгодными схемами поставок. К 1 сентября 2021 года должна быть разработана дорожная карта проекта.
Перспективы
- «РЖД» выгодно работать с «Газпром нефтью», так как перевозка углеводородов — самая доходная для железной дороги деятельность.
- К 2025 году «РЖД» планирует увеличить объемы перевозок нефтяных грузов до 260 млн тонн.
- Железнодорожные перевозки нефти актуальны только для двух месторождений в регионе — Бованенковского и Харасавэйского, а для остальных по-прежнему рассматривают только морские перевозки.
Риски
- Выбор железнодорожных перевозок отчасти противоречит задачам по увеличению грузопотока по Северному морскому пути.
- Загрузка маршрута, согласно «Майскому указу» президента РФ Владимира Путина, должна составить 80 млн тонн к 2024 году.
«Газпром нефть» и «НОВАТЭК» займутся совместными проектами геологоразведки на шельфе Чукотки
Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков и председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон подписали соглашение об участии «НОВАТЭКа» в предприятии «Газпромнефть-Сахалин» для разработки Северо-Врангелевского лицензионного участка на арктическом шельфе в районе Чукотки. Об этом сообщает «Коммерсант».
Факты
- Доля «Газпром нефти» в совместном предприятии составит 51%, «НОВАТЭКа» — 49%.
- Взнос «НОВАТЭКа» за участие в СП оценивается примерно в 1,6 млрд руб. В дальнейшем инвестиции обеих компаний будут рассчитываться в соответствии с их долями.
- «Газпромнефть-Сахалин» — первый совместный шельфовый проект компании. При этом каждая из них имеет два других СП по разработке и добыче углеводородов в Ямало-Ненецком АО – «Арктикгаз» и «Нортгаз».
Перспективы
- Работы на Северо-Врангелевском участке создают отдаленную перспективу развития добычи углеводородного сырья на шельфе в районе Чукотки и его возможного экспорта по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Реализация совместного проекта может стать шагом к дальнейшему сотрудничеству «Газпром нефти» и «НОВАТЭКа» в разработке шельфов.
Риски
- Из-за сильных заморозков в регионе работы можно проводить только в определенный период: с июля по сентябрь. На этом участке море достигает значительной глубины, что также затрудняет процесс разведки.
- Инвестиции в дорогостоящий проект пока не раскрываются. Компании долго договаривались даже о начале сотрудничества. Реальная разработка может начаться в очень отдаленной перспективе, а может и вовсе не состояться.
«Газпром» запустил газовый мегапроект в Амурской области, рассчитанный на экспорт в Китай
Открылась первая очередь Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» недалеко от города Свободный. В церемонии запуска первой линии принял участие президент РФ Владимир Путин, пишут «Ведомости».
- До 2025 года планируется открыть еще пять очередей завода, после чего АГПЗ станет одним из крупнейших газоперерабатывающих предприятий в мире.
- Амурский ГПЗ строится с 2015 года. В марте 2021 года было завершено около 75% работ. Всего на территории 800 га будет построено 6 технологических линий.
- Стоимость проекта составила более 1 трлн рублей. Помимо производящих мощностей ведется строительство подъездных автодорог, железнодорожных коммуникаций, причала на реке Зея и жилого микрорайона для работников предприятия в Свободном. Он включит в себя многоквартирные дома, поликлинику, детский сад, школу, спортивный комплекс, Дом культуры с концертным залом и Дом детского творчества.
- Ключевая цель проекта заключается в переработке газа, транспортируемого по новому газопроводу «Сила Сибири», перед его экспортом в Китай.
Перспективы
- Выход завода на полную мощность запланирован на 2025 год, к этому времени он будет перерабатывать 42 млрд кубометров газа в год (первая линия завода рассчитана на переработку до 7 млрд кубометров). В итоге будут выпускаться: 38 млрд кубометров товарного газа для продажи в Китай, 2,4 млн тонн этана, 1 млн тонн пропана, 500 тыс. тонн бутана, 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции, до 60 млн кубометров гелия в год.
- Прогнозируется, что объемы производства Амурского ГПЗ покроют около трети мирового спроса на гелий. Сейчас растущим сегментом потребления этого инертного газа является производство полупроводников.
- Для транспортировки гелия будет построен специальный хаб во Владивостоке, оттуда он будет направляться на экспорт через порты Приморского края.
Риски
- Поставщиком технологий для криогенного разделения газа на Амурский ГПЗ выступает немецкая компания Linde AG, технологическое обеспечение предприятия зависит от европейского импорта и связано с политическими и экономическими рисками, включая возможность санкций.
- Риски несут и возможное падение цены на производимую продукцию, а также требования Китая, из-за которых объемы поставок могут существенно меняться год от года.