КапиталДетали

Страна возможностей

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

«Газпром нефть» договорилась с «РЖД» о перевозке нефти из ЯНАО

«Газпром нефть» и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение об использовании железной дороги в качестве основного варианта вывоза нефти и газового конденсата с Харасавэйского и Бованенковского месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Об этом сообщает агентство «Вести-Ямал».

Факты

  • По договору, более 52 млн тонн жидких углеводородов перевезут из Бованенково по железной дороге в балтийский порт Усть-Луга в Ленинградской области с 2025 по 2040 годы. 
  • Ранее основным вариантом вывоза нефти и газового конденсата «Газпром нефтью» считалось строительство нового морского терминала в Харасавэе. 
  • Выбор в пользу железнодорожных перевозок обусловлен более выгодными схемами поставок. К 1 сентября 2021 года должна быть разработана дорожная карта проекта. 

Перспективы

  • «РЖД» выгодно работать с «Газпром нефтью», так как перевозка углеводородов — самая доходная для железной дороги деятельность.
  • К 2025 году «РЖД» планирует увеличить объемы перевозок нефтяных грузов до 260 млн тонн. 
  • Железнодорожные перевозки нефти актуальны только для двух месторождений в регионе — Бованенковского и Харасавэйского, а для остальных по-прежнему рассматривают только морские перевозки.

Риски

  • Выбор железнодорожных перевозок отчасти противоречит задачам по увеличению грузопотока по Северному морскому пути.
  • Загрузка маршрута, согласно «Майскому указу» президента РФ Владимира Путина, должна составить 80 млн тонн к 2024 году.

«Газпром нефть» и «НОВАТЭК» займутся совместными проектами геологоразведки на шельфе Чукотки

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков и председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон подписали соглашение об участии «НОВАТЭКа» в предприятии «Газпромнефть-Сахалин» для разработки Северо-Врангелевского лицензионного участка на арктическом шельфе в районе Чукотки. Об этом сообщает  «Коммерсант». 

Факты

  • Доля «Газпром нефти» в совместном предприятии составит 51%, «НОВАТЭКа» — 49%.
  • Взнос «НОВАТЭКа» за участие в СП оценивается примерно в 1,6 млрд руб. В дальнейшем инвестиции обеих компаний будут рассчитываться в соответствии с их долями. 
  • «Газпромнефть-Сахалин» — первый совместный шельфовый проект компании. При этом каждая из них имеет два других СП по разработке и добыче углеводородов в Ямало-Ненецком АО – «Арктикгаз» и «Нортгаз».

Перспективы

  • Работы на Северо-Врангелевском участке создают отдаленную перспективу развития добычи углеводородного сырья на шельфе в районе Чукотки и его возможного экспорта по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • Реализация совместного проекта может стать шагом к дальнейшему сотрудничеству «Газпром нефти» и «НОВАТЭКа» в разработке шельфов.

Риски

  • Из-за сильных заморозков в регионе работы можно проводить только в определенный период: с июля по сентябрь. На этом участке море достигает значительной глубины, что также затрудняет процесс разведки.
  • Инвестиции в дорогостоящий проект пока не раскрываются. Компании долго договаривались даже о начале сотрудничества. Реальная разработка может начаться в очень отдаленной перспективе, а может и вовсе не состояться. 

«Газпром» запустил газовый мегапроект в Амурской области, рассчитанный на экспорт в Китай 

Открылась первая очередь Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» недалеко от города Свободный. В церемонии запуска первой линии принял участие президент РФ Владимир Путин, пишут «Ведомости». 

  • До 2025 года планируется открыть еще пять очередей завода, после чего АГПЗ станет одним из крупнейших газоперерабатывающих предприятий в мире. 
  • Амурский ГПЗ строится с 2015 года. В марте 2021 года было завершено около 75% работ. Всего на территории 800 га будет построено 6 технологических линий. 
  • Стоимость проекта составила более 1 трлн рублей. Помимо производящих мощностей ведется строительство подъездных автодорог, железнодорожных коммуникаций, причала на реке Зея и жилого микрорайона для работников предприятия в Свободном. Он включит в себя многоквартирные дома, поликлинику, детский сад, школу, спортивный комплекс, Дом культуры с концертным залом и Дом детского творчества. 
  • Ключевая цель проекта заключается в переработке газа, транспортируемого по новому газопроводу «Сила Сибири», перед его экспортом в Китай. 

Перспективы

  • Выход завода на полную мощность запланирован на 2025 год, к этому времени он будет перерабатывать 42 млрд кубометров газа в год (первая линия завода рассчитана на переработку до 7 млрд кубометров). В итоге будут выпускаться: 38 млрд кубометров товарного газа для продажи в Китай, 2,4 млн тонн этана, 1 млн тонн пропана, 500 тыс. тонн бутана, 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции, до 60 млн кубометров гелия в год.
  • Прогнозируется, что объемы производства Амурского ГПЗ покроют около трети мирового спроса на гелий. Сейчас растущим сегментом потребления этого инертного газа является производство полупроводников. 
  • Для транспортировки гелия будет построен специальный хаб во Владивостоке, оттуда он будет направляться на экспорт через порты Приморского края. 

Риски

  • Поставщиком технологий для криогенного разделения газа на Амурский ГПЗ выступает немецкая компания Linde AG, технологическое обеспечение предприятия зависит от европейского импорта и связано с политическими и экономическими рисками, включая возможность санкций. 
  • Риски несут и возможное падение цены на производимую продукцию, а также требования Китая, из-за которых объемы поставок могут существенно меняться год от года. 
Копировать ссылкуСкопировано