Что происходит
- 20 октября в мировой прокат выйдет фильм «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — это самая дорогая картина, когда-либо выпущенная студией Apple, пишет Bloomberg. Компания потратила на производство ленты $200–250 млн, включая по меньшей мере $25 млн, которые пошли на оплату работы актера Леонардо Ди Каприо.
- «Убийцы цветочной луны» — также «тест-драйв» новой стратегии Apple. Компания планирует выделять по $1 млрд в год на фильмы, которые будут выходить в кинотеатрах за несколько недель до премьеры на стриминговом сервисе.
- Так, картина Мартина Скорсезе в октябре появится в 10 тыс. кинотеатрах по всему миру, а на Apple TV+ выйдет только через 45 дней.
Что говорят
- Выпуская фильмы в кинотеатрах при поддержке многомиллионных маркетинговых кампаний, Apple рассчитывает привлечь к своим предстоящим проектам ведущих режиссеров и продюсеров, которые стремятся выпускать премьеры на больших экранах, считают аналитики медиаиндустрии.
- Кроме того, Apple таким образом привлекает посетителей кинотеатров на свою площадку — Apple TV+. Многие эксперты считают контент Apple «лучшим в индустрии» по соотношению качества и затрат на производство. В качестве самых ярких примеров кинокритики называют оригинальные шоу стримингового сервиса «Тед Лассо» и «Утреннее шоу».
Несмотря на высокое качество контента Apple, осведомленность о проектах компании довольно низкая: сколько людей знают, что у стриминга недавно вышли фильмы «Тетрис», «Аферисты», «Плюшевый пузырь»? Переход Apple к кинотеатрам — это признание того, что контент компании недостаточно заметен.
Рич Гринфилд
медиааналитик компании LightShed Partners
- Аналитики отмечают, что «высокобюджетный, премиальный» оригинальный контент Apple TV+ интересен зрителям: к концу 2023-го число пользователей Apple TV+ с подпиской, как ожидается, достигнет 40 млн человек, но у конкурентов — показатели выше: у Disney+ количество подписчиков составляет 146,1 млн, а у Netflix — 238,4 млн.
- Чтобы догнать конкурентов, Apple, похоже, готова нести убытки на первом этапе воплощения новой стратегии. Так, по прогнозам Boxoffice Pro, продажи билетов на «Убийц цветочной луны» принесут $29–38 млн. Это намного меньше, чем заработки крупных студий Голливуда на фильме с аналогичным бюджетом. Но со временем проекты Apple будут привлекать существенно больше зрителей, предполагают эксперты.
- Помимо Apple, на кинотеатры нацелился и Amazon Prime Video: еще в ноябре 2022-го компания начала разрабатывать план по производству фильмов специально для кинотеатров. Компания также планирует выделять $1 млрд в год на съемки 12–15 оригинальных картин для проката на больших экранах. Такое количество релизов сопоставимо с числом проектов голливудских студий. Это может «увеличить выручку кинотеатров на 15–20%», говорят участники рынка.
- Интерес стримингов к кинотеатрам разнообразит список высокобюджетных премьер на больших экранах. Кроме того, планы Apple Amazon могут помочь кинотеатрам окончательно преодолеть кризис и вернуть кассовые сборы в США и Канаде к допандемийному уровню — около $11 млрд в год (с 2019-го этот показатель упал примерно на 30%).
Но при этом
- Стратегия Apple и Amazon отличается от подхода гиганта индустрии Netflix: стриминговый сервис крайне редко идет на релизы в кинотеатрах. Например, в ноябре 2022 года на больших экранах состоялась премьера второй части детектива «Достать ножи: Стеклянная луковица». В прокате фильм по плану продержали всего неделю, а уже в декабре он появился на Netflix.
- Netflix покупает права на картины, премьеры которых проходят в кинотеатрах (например, «Ирландец» Мартина Скорсезе и «На Западном фронте без перемен»), однако отказывается выпускать на больших экранах собственные проекты в течение длительного времени, опасаясь, что это приведет к падению спроса на подписку. Это решение оставило Netflix без ряда крупных проектов. Например, режиссер Кристофер Нолан отказался снимать фильм «Дюнкерк» исключительно для показа на Netflix.
- Bloomberg отмечает, что Netflix «может себе позволить отказаться от больших экранов из-за высокой осведомленности о сервисе», в то время как Apple, наоборот, «нуждается в кинотеатрах, чтобы продвигать молодую платформу».
За чем следить
После картины «Убийцы цветочной луны» у Apple по такой же схеме (сначала — премьера на больших экранах, затем — релиз на Apple TV+) запланирован выход фильма Ридли Скотта «Наполеон» в ноябре и шпионского триллера Мэтью Вона «Аргайл» в феврале. Кроме того, Apple обязалась обеспечить кинопрокат ленты «Формула-1» с Брэдом Питтом, чтобы получить эксклюзивное право на показ фильма на Apple TV+.
- «Убийцы цветочной луны». Это история Эрнеста Беркхарта, который во время Первой мировой отслужил во Франции поваром, а теперь — приехал искать удачу в Оклахому, где живет его дядя Уильям Хэйл по прозвищу Король. Он убеждает Эрнеста посвататься к Молли Кайл, молодой женщине из зажиточной индейской семьи. Но чтобы права этой семьи перешли к Беркхарту (и, соответственно, к Королю), должны умереть мама, сестры и сама Молли. В триллере снялись Леонардо Ди Каприо, Роберт Де Ниро и Лили Гладстоун.
- «Наполеон». Режиссер Ридли Скотт рассказывает историю тяжелого пути Наполеона Бонапарта к власти через призму отношений с его единственной настоящей любовью — Жозефиной. Главные роли в картине сыграли Хоакин Феникс и Ванесса Кирби.
- «Аргайл». Это экранизация одноименного романа писательницы Элли Конвей. По сюжету опытный шпион страдает от амнезии и считает себя писателем шпионских романов. Когда рассудок возвращается к герою, он отправляется мстить секретной организации «Дивизион», на которую раньше работал. В фильме снялись Дуа Липа и Генри Кавилл.
- «Формула-1». Пилот-ветеран Сонни Хэйс (Брэд Питт) выступал в «Формуле» в 1990-е, но попал в страшную аварию. По настоянию старого друга (Хавьер Бардем) Хэйс решает вернуться в высшую лигу автоспорта, чтобы привести команду-аутсайдер Apex к лидерству.