Мир в огнеДетали

Сундуки опустели: из-за чего владельцы пиратских сайтов лишаются доходов и почему их не спасет уход из РФ зарубежных стриминговых платформ

Владельцы пиратских сайтов в России стали получать меньше доходов в 2021 году, выяснили в Group-IB.

В то же время, по данным компании, рынок легальных видеосервисов в России «уверенно шел в гору».

Тенденция

Доходы пиратских сайтов в России упали на $9 млн в прошлом году из-за блокировок онлайн-казино и усиленной борьбы властей с нелегальным контентом. 

Но при этом

Интерес жителей РФ к пиратскому контенту растет также на фоне ухода из страны зарубежных стриминговых платформ.

История вопроса

Пиратские сервисы распространились в Рунете в нулевые. Одним из самых популярных стал rutracker.org. В настоящее время пиратский контент распространяется в основном через соцсети и мессенджеры.

За чем следить

Интернет-пиратам грозит резкое увеличение числа блокировок, поскольку отечественные киноплатформы начнут активную борьбу за российский трафик. 

Тенденция

Владельцы пиратских сайтов в России теряют доходы второй год подряд, а легальные видеосервисы наращивают прибыль.

  • Доходы пиратских сайтов в России за прошлый год упали на $9 млн, выяснили в Group-IB. По подсчетам аналитиков, за 2021 год такие интернет-ресурсы в России получили $50 млн — против $59 млн в 2020-м и $63 млн в 2019-м.
  • Эксперты Group-IB пояснили, что «сундуки интернет-пиратов в прошлом году опустели» из-за потери доходов от рекламы. По их данным, средняя цена за 1000 показов в рекламной кампании снизилась в 2021 году до $3,9 с $5 в 2020-м. Одна из причин этого заключается в том, что российские регуляторы, в частности Центробанк, начали блокировать подозрительные трансакции главных спонсоров пиратов — онлайн-казино. 
  • Кроме того, пиратам в прошлом году пришлось больше потратиться на поддержку необходимой инфраструктуры. В 2021 году российские власти заблокировали примерно в 2,5 раза больше пиратских сайтов, чем в 2020-м. В результате владельцам таких платформ потребовались новые скрипты для обхода блокировок, а также новые домены, указали в Group-IB. Пришлось вложиться и в продвижение своего контента.
  • В то же время, согласно исследованию, рынок легальных видеосервисов в России «уверенно шел в гору»: общая выручка стриминговых платформ в 2021 году составила рекордные 98,9 млрд рублей (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020 года.

Но при этом

  • Большинство россиян пока не готовы платить за контент. Согласно прошлогоднему опросу компании «Магаплан», 51,8% рос­сий­ских ин­тернет-поль­зо­вате­лей пред­по­читают пи­рат­ский кон­тент офи­циаль­но­му. 
  • По данным WebKontrol, за 2021 год объем пиратского контента в Рунете вырос на 24%. Интерес россиян к нему продолжает расти. 
  • По данным Group-IB, количество запросов в поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам 2021 года выросло на 8,5%, до 12,8 млрд — против 11,8 млрд в 2020-м.
  • Кроме того, «уход из России зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту», заявили эксперты компании Group-IB. 
  • Пиратский контент стали активнее демонстрировать даже в кинозалах — с начала июля этого года нелегальные копии фильмов показали 127 кинотеатров, заявил председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. «Волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте и будет только расти», — отметил он.

История вопроса

Как напомнил РБК, пиратство зародилось еще в 90-е, тогда оно представляло собой копирование видеокассет. В Рунете пиратские сервисы распространились в нулевые.

  • В 2012 году компания «Интернет копирайт менеджмент» (ICM), защищающая интересы правообладателей в Сети, опубликовала список самых популярных пиратских сайтов Рунета. Первым в списке оказался торрент-трекер rutracker.org — он получил высшие рейтинги в поисковых системах Google и «Яндекс». На втором месте по этим параметрам находится сайт tfile.ru, на третьем — rutor.org, на четвертом — kinozal.tv, на пятом — my-hit.ru. 
  • 1 мая 2015 года в РФ был принят закон, позволяющий навсегда блокировать пиратские сайты, если правообладатель смог доказать два случая публикаций пиратского контента на одном интернет-ресурсе. 
  • В том же году RuTracker заблокировали «навечно» по решению Мосгорсуда, но создатели RuTracker оперативно опубликовали инструкцию обхода блокировки. Так началось масштабное противостояние властей и интернет-пиратов.
  • Несмотря на усилия российских ведомств и правообладателей, пиратский контент распространяется в Сети. По оценке аналитиков WebKontrol, «крупнейшим источником пиратского контента» сейчас являются соцсети и другие ресурсы, где контент размещают сами пользователи. Например, в некоторых СМИ «прибежищем пиратов» назвали Telegram. Также контент, нарушающий авторские права, присутствует на YouTube и на других площадках. 

За чем следить

По мнению экспертов, жизнь интернет-пиратов в России в ближайшее время вряд ли станет проще.

  • Владелец ресурса ZETFLIX заявил, что уход из России зарубежных стриминговых платформ осложнил жизнь и пиратам. «Раньше достаточно было скачать уже готовое видео в русском дубляже и раздать пользователям. Теперь же новинки будут появляться с сильным опозданием», — заявил он и отметил, что пираты будут вынуждены самостоятельно озвучивать релизы из зарубежных источников, как это было в нулевые. 
  • Также, по его словам, в современных условиях интернет-пиратам грозит увеличение числа блокировок, поскольку место Netflix и Disney займут отечественные киноплатформы и «начнется бойня за российский трафик». 
  • Представитель платформы FanSerials, называющей себя «поисковиком по зарубежным сериалам», тоже отметил давление со стороны Роскомнадзора. «К торрентам всегда относились негативно, и подобные ресурсы быстро уходили в блокировку РКН. <...> К пиратским онлайн-кинотеатрам послаблений не было», — заявил он. 
  • По данным российских СМИ, в апреле власти начали разрабатывать законопроект, который сделает легальным доступ в РФ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке «из недружественных стран». Его суть заключается в том, что если правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора, лицензию на контент можно получить через суд. Эта мера может коснуться компаний Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount, которые объявили о приостановке выпуска в России нового контента.
Копировать ссылкуСкопировано