КапиталДетали

Инвесторы распробовали африканские стартапы: компании континента привлекли рекордный объем финансирования за год

В 2021 году стартапы из Африки получили более $4 млрд инвестиций.

Что произошло

Африканские стартапы в 2021 году поставили рекорд по объему привлеченных инвестиций.

Тенденция

В Африке работают несколько стартапов, которые оцениваются более чем в $1 млрд.

Но при этом

Несмотря на растущую популярность местных брендов, лидерами в Африке остаются европейские и североамериканские компании.

Мировая практика

Примеры успешных стартапов можно найти во многих странах с развивающейся экономикой, в том числе в Индонезии, Чили и Мексике.

Что произошло

В 2021 году африканские стартапы поставили рекорд по объему привлеченных инвестиций. По разным оценкам, им удалось получить от от $4,3 млрд до $5 млрд.

  • Несмотря на разницу в итоговой сумме, все подсчеты указывают на значительный рост инвестиций по сравнению с 2020-м — от 150% до 260% в годовом выражении. Также значительно выросло число проведенных сделок.
  • Лидерами по привлечению средств остаются финтех стартапы. На них пришлось около 60% от общего объема инвестиций.
  • Больше всего контрактов было заключено с компаниями из Нигерии, ЮАР, Египта и Кении.
  • Около половины инвестиций приходится на 13 сделок, сумма которых превышает $100 млн.
  • В январе 2022 года 32 африканских стартапа смогли привлечь $419 млн инвестиций.
  • В 2020-м годовой объем инвестиций оценивался примерно в $1,5 млрд.

Тенденция

Несколько африканских стартапов оцениваются более чем в $1 млрд. В основном они базируются в Нигерии.

  • Jumia, работающая в сфере электронной коммерции, была одной из первых африканских технологических компаний на Нью-Йоркской бирже. Нигерийский стартап оценивался в $3 млрд и работал в 14 странах. В 2020 году стоимость компании, согласно оценкам, снизилась до $250 млн. Тем не менее Jumia остается крупнейшей панафриканской торговой платформой.
  • Fawry — египетский стартап, основанный в 2008 году. В 2020-м, на фоне пандемии и возросшей потребности в платежных системах, компания пересекла отметку в $1 млрд. Сегодня Fawry сообщает о примерно 29 млн пользователей и обеспечивает более 3 млн транзакций в день.
  • Interswitch — финтех-компания, появившаяся в Нигерии в 2002 году. По данным TechCrunch, она объявила о своей оценке в $1 млрд в 2019-м после того, как долю в компании приобрела Visa.
  • Flutterwave — еще один финтех-стартап из Нигерии, основанный в 2016 году. В 2021-м ей удалось перешагнуть отметку в $1 млрд. По данным African Business, компания рассчитывает стать ведущим поставщиком платежного программного обеспечения для зарубежных компаний.

Но при этом

Хотя многие в Африке стараются отдавать предпочтение товарам, произведенным на континенте, самыми популярными компаниями все еще остаются зарубежные гиганты.

  • В 2021 году на европейские компании приходился примерно 41% рынка, еще 30% — на американские, 16% — на азиатские и только 13% на африканские.
  • В десятку самых популярных брендов вошли Nike, Adidas, Samsung, Coca-Cola, Apple, Tecno, Puma, Gucci, Toyota и Zara. Только на 11-й строчке оказалась африканская телекоммуникационная компания MTN.

Мировая практика

В последние годы инвесторы все чаще стали интересоваться стартапами и из других развивающихся стран. 

Крупные суммы привлекают компании из Латинской Америки. Только за первое полугодие 2021 года местные стартапы привлекли не менее $6 млрд. Это на 50% больше, чем за весь 2020-й. Нескольким компаниям уже удалось перешагнуть порог в $1 млрд.

  • Мексиканская компания Kavak управляет онлайн-рынком подержанных авто. Компания была создана в 2016 году, а в 2020-м перешагнула порог в $1 млрд. В первом полугодии 2021-го им удалось привлечь около $480 млн. Сегодня стартап оценивается в $8,7 млрд.
  • Уругвайский стартап dLocal предоставляет финансовые услуги в 30 развивающихся странах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Компания обеспечивает трансграничные платежи, соединяющие глобальных продавцов с развивающимися рынками. dLocal был основан в 2016 году, сегодня он оценивается в $14,5 млн.
  • Чилийский стартап NotCo занимается производством растительного молока и мяса. Кроме того, компания разработала свою технологию ИИ Giuseppe, которая исследует различные комбинации растений для воспроизведения продуктов животного происхождения. В 2021 году компания преодолела порог в $1,5 млрд.

Рост финансирования наблюдается и в странах Юго-Восточной Азии. В 2021 году стартапам там удалось получить $25,7 млрд. Это вдвое больше, чем в 2020-м.

  • Филиппинская компания Mynt, разработавшая электронный кошелек GCash, в 2021 году привлекла $475 млн, в том числе от американского фонда прямых инвестиций Warburg Pincus.
  • Вьетнамский стартап M-Service, создавший электронный кошелек MoMo, получил $300 млн от японского Mizuho Bank и других инвесторов. На конец года компания оценивалась более чем в $2 млрд.
  • Индонезийский стартап J&T Express в 2021 году получил от инвесторов $4,5 млрд. Сейчас компания оценивается примерно в $8 млрд. J&T Express занимается доставкой посылок в целом ряде азиатских стран.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано