Мир в огнеДетали

Татуированные стюардессы в брюках и без макияжа: как меняются стандарты профессии бортпроводника

Virgin Atlantic проводит рекламную кампанию со слоганом «Я такой, какой есть», где показывает индивидуальность своих сотрудников и пассажиров. 

Что происходит

Британская авиакомпания Virgin Atlantic планирует первой в мире разрешить бортпроводникам демонстрировать свои татуировки.

Прецедент

Ранее Virgin Atlantic разрешила сотрудницам не наносить макияж, а стюардесса British Airways отстояла в ЕСПЧ право носить крест на работе.

Расклад сил

Самой татуированной нацией в мире оказались итальянцы — тату есть почти у половины жителей страны. В десятку вошла и Великобритания.

В России

В 1990-е татуировка считалась признаком того, что человек сидел в тюрьме, однако теперь из маргинального украшения тату превратились в модный тренд. 

Что происходит

Британская авиакомпания Virgin Atlantic, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону, планирует первой в мире разрешить бортпроводникам демонстрировать свои татуировки во время работы. Ранее перевозчик, как и большинство других авиакомпаний, запрещал своим сотрудникам иметь тату на открытых участках тела. 

  • В авиакомпании сообщили, что тату популярны среди сотрудников и что в Virgin Atlantic уже есть члены экипажа с татуировками на предплечье. Например, у проводника по имени Терри Нан там изображены достопримечательности Лондона, а у Джози Хопкинс — цветы. Ранее им приходилось отказываться от рубашек с короткими рукавами, чтобы не показывать пассажирам рисунки на теле.
Бортпроводники Терри Нан и Джози Хопкинс.
Фото: Virgin Atlantic
  • На работу по-прежнему не будут принимать кандидатов с татуировками на лице и шее, хотя авиакомпания рассматривает возможность смягчения правил в будущем. 
  • Также под запретом останутся татуировки с нецензурной бранью, неприемлемые с культурной точки зрения, а также изображения насилия, наркотиков, алкоголя или обнаженного тела. Кроме того, недопустимыми остаются татуировки на костяшках пальцев в тюремном стиле.

Ранее Virgin Atlantic запустила рекламную кампанию со слоганом «Я такой, какой есть», где показывает индивидуальность своих сотрудников и пассажиров. Таким образом авиаперевозчик рассчитывает привлечь на работу больше людей, поскольку отрасль восстанавливается после пандемии и рабочих рук не хватает. 

Прецедент

The Guardian отметил, что ослабление политики Virgin Atlantic «знаменует сдвиг в отрасли», где всегда действовали строгие критерии в отношении того, кто подходит для работы бортпроводниками и как они должны выглядеть. 

  • Изначально проводниками могли быть только мужчины. Первым в мире представителем этой профессии стал Генрих Кубис, который обслуживал пассажиров, в 1912 году летевших на цеппелинах из Берлина во Фридрихсхафен. До этого он работал официантом.
  • Лишь спустя 20 лет профессию бортпроводника получила первая женщина. Медсестра Эллен Черч подала петицию в авиакомпанию Boeing Air Transport с призывом нанять медицинских работниц в качестве стюардесс, чтобы помочь убедить пассажиров в безопасности полетов. Ее первый полет состоялся 15 мая 1930 года.
  • Другие авиакомпании быстро последовали примеру Boeing Air Transport. Женщин отбирали на основе внешних данных — только стройных и молодых. Это правило сохранилось до сих пор: сейчас бортпроводники должны быть среднего роста и веса, без пирсинга, тату и крупных родинок на видимых частях тела. Иногда присутствуют и другие пожелания — в зависимости от авиакомпании. 

Однако постепенно сотрудники получают все больше свободы.

  • В 2021 году частная украинская авиакомпания SkyUp изменила униформу проводниц: вместо узких юбок девушкам выдали свободные брюки, а вместо классических «лодочек» — кроссовки. Также девушкам разрешили отказаться от строгих тугих пучков, которые требуют много времени на укладку волос.
  • Virgin Atlantic в 2019 году разрешила своим стюардессам не наносить макияж, если они не хотят, в то время как большинство компаний обязывают женщин краситься и прописывают требования к цветовой палитре. Еще одним нововведением стала выдача всем стюардессам брюк — раньше в комплекте по умолчанию шла только юбка.
  • Еще раньше, в 2006 году, стюардесса British Airways подала в суд на авиакомпанию, которая обязала ее прятать нательный крест под одеждой во время работы. В итоге British Airways с 2007 года изменила правила ношения униформы, и теперь сотрудники могут носить на виду религиозные символы, а право стюардесс носить нательный крест подтвердили в Европейском суде по правам человека.

Однако не все правила можно изменить. Например, в «Аэрофлоте» в 2017 году заявили, что не готовы брать на работу проводниц с размером одежды больше 48-го, так как «Превышение бортпроводниками установленных требований к их «габаритам» делает затруднительным быстрое передвижение бортпроводников по салону воздушного судна, затрудняет проход по салону между пассажирскими креслами, причиняет неудобства пассажирам в случае столкновения с бортпроводником, затрудняет вход/выход из воздушного судна».

Расклад сил

Татуировки становятся все более популярными в западных странах. Сложно найти современную поп-звезду без татуировки. Джастин Бибер сделал свою первую тату в 16 лет и к 24 годам набил уже 56 рисунков. Татуировки есть и у Рианны, Эда Ширана и других исполнителей. 

  • Самыми татуированными в мире оказались итальянцы — согласно опросу немецкой компании Dalia, в 2018 году наличие тату подтвердили 48% респондентов. Страна ​​отметилась не только наибольшим числом обладателей татуировок, но и наименьшим числом тех, кто сожалеет о них (лишь 15%).
  • Среди других любителей тату оказались шведы (47%), американцы (46%), жители Аргентины и Австралии (по 43%) и испанцы (42%). В десятку лидеров вошла и Великобритания — там о наличии тату заявили 40% жителей. 
  • В ходе опроса выяснилось, что татуировки — это не удел бунтующей молодежи. Больше всего респондентов с татуировками оказалось в возрастной группе от 30 до 49 лет (45%). Среди молодых людей (от 14 до 29 лет), для сравнения, таких только 32%.
  • Кроме того, татуировки оказались наиболее популярны у людей с высшим образованием, а в городах татуированных больше, чем в сельской местности.

В России

«Татуировка — это знак того, что человек сидел в тюрьме», — так ответили социологам «Левада-центра» в 1995 году 40% опрошенных россиян. Это был самый популярный ответ на вопрос «Что чаще всего означает татуировка?». Однако постепенно отношение к тату начало меняться.

  • В опросе 2014 года такой версии придерживались лишь 27% опрошенных, а самым популярным ответом (37%) стал вариант «Это стремление выделиться среди других».
  • В 2019 году уже 43% россиян заявили, что наличие тату чаще всего говорит о стремлении выделиться, а 41% назвали это данью моде.
  • Из маргинального украшения татуировки превратились в тренд. Россияне все чаще стали «гуглить» тату-студии — по данным «Яндекса» с июля 2015 по май 2017-го количество поисковых запросов по слову «тату-студия» возросло с 5687 до 10 140. 
  • В Москве в 2019 году действовало около 260 тату-салонов. Студии открывают не только энтузиасты-одиночки, в городе есть несколько сетевых проектов. Этот бизнес приносит неплохой доход — например, владелец одной из студий рассказал журналистам, что за год получил 2 млн рублей прибыли. Зарабатывают мастера и на обучении искусству татуировки — например, базовый курс из 23 занятий стоит около 125 тыс. рублей.

Фото обложки: Virgin Atlantic

Копировать ссылкуСкопировано