За 2020 год мошенники, обманывающие людей при помощи телефонных звонков и онлайн, заработали на россиянах около 150 млрд рублей. Такие данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитический материал компании BrandMonitor, составленный на основе данных ВЦИОМа. Больше всего аферисты украли, выдавая себя за представителей банков и снимая деньги через банкоматы — общая сумма похищенного в этих случаях составила свыше 130 млрд рублей.
- 46,5 млрд рублей на обмане по телефону смогли заработать псевдомедицинские организации.
- 66 млрд рублей мошенники получили, выдавая себя по телефону за представителей финансовых организаций.
- 18,6 млрд рублей аферисты украли с помощью фишинговых сайтов и поддельных онлайн-магазинов.
- Разговоры с фиктивными медработниками, отмечается в аналитических материалах, оказались самыми дорогостоящими: в среднем каждый обманутый с применением такой схемы потерял более 50 тыс. рублей.
- Лжесотрудники банков получали в среднем по 27 тыс. рублей с карт или 15 тыс. — с банкоматов (жертва переводила наличные деньги с помощью этих устройств).
В 2020 году Банк России заблокировал 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что в 4 раза больше, чем в 2019-м.
Подробнее о цифрах
- В 2020 году в России возросло количество преступлений, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством, на 76% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
- По данным МВД России, за 9 месяцев 2020 года выросло количество преступлений с применением ИT-технологий. С января по октябрь их совершили на 77% больше, чем год назад, в том числе с использованием интернета — на 93,2%, при помощи средств мобильной связи — на 97,7%.
- Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на данные компании Avast, 42% россиян сталкивались с фишингом, 27% стали его жертвами, а чуть больше трети (35%) не смогли дать точный ответ.
Как было год назад
- По данным опроса «Лаборатории Касперского», за 2019 год более 30% опрошенных сталкивались с телефонными мошенниками, а 9% теряли из-за них значительные суммы. Но только 4% обратились в правоохранительные органы.
- Из информации от группы реагирования на компьютерные инциденты ФинЦЕРТ следует, что объем операций, совершенных онлайн без согласия клиентов, за год составил 6,4 млрд рублей.
Противодействие телефонным и онлайн-мошенникам в России
- 8 декабря 2020 года стало известно о создании Тинькофф Банком и «Сбером» совместно с несколькими телефонными операторами антимошеннических (антифрод) платформ для защиты клиентов. Антифрод-платформы — это биллинговая технология, которая позволяет оперативно определить звонок с подозрительного номера и заблокировать снятие денег со счета, к которому привязан телефонный номер клиента.
- В ноябре 2020 года глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев объявил на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике о создании Центра по противодействию телефонному спаму, фишингу и киберпреступлениям.
- В сентябре 2020 года, в связи с увеличением частоты киберпреступлений и участившейся рассылкой спама, Минцифры заявило о создании межведомственной группы для противодействия телефонным мошенникам в России. В нее вошли представители Минкомсвязи, МВД, ФСБ, Роскомнадзора, ЦБ, а также операторов связи и банков.