Мир в огнеДеталиТехнологии

Tesla не везет: покупатели электрокаров так и не дождались обещанного Илоном Маском автопилота и обратились в суд с коллективным иском

Кроме того, автопроизводитель теряет ценные кадры, прибыль падает, а конкуренты вытесняют компанию Маска с рынка.

Tesla также подозревают в подтасовке данных о работе автоматических систем, продолжаются и расследования смертельных ДТП с участием электрокаров.

Что произошло

Владельцы электрокаров Tesla подали в суд на компанию, обвинив Илона Маска в том, что он «обманул» их, так и не выпустив автомобиль на полном автопилоте. 

Почему это происходит

Власти США также подозревают Tesla в подтасовке данных о работе автоматических систем, кроме того, продолжаются расследования смертельных аварий с участием Tesla, оснащенных автопилотом.

Контекст

Автопроизводитель переживает не лучшие времена: компания потеряла несколько ценных сотрудников, заводы в Китае простаивают, а конкуренты уже «дышат в спину».

Прецедент

Используя режим автопилота, в ДТП попадают также владельцы машин Subaru, Ford, Toyota, BMW и Volvo.

Что произошло

Владельцы электрокаров Tesla подали в суд Сан-Франциско на Tesla. В иске говорится, что основатель компании Илон Маск не выполнил своего обещания выпустить автомобиль с полным автопилотом, которое дал в 2016 году.

  • Один из истцов — Бриггс Мацко — пояснил, что Маск «вводил в заблуждение» водителей, привлекая внимание заявлениями о «постоянном совершенствовании» технологии автопилота.

Эти обещания снова и снова оказывались ложными, но Tesla и Маск продолжали обманывать потребителей, заставляя их поверить в то, что у них есть непревзойденные передовые технологии, чтобы зарекомендовать себя как ведущего игрока на рынке электрокаров.

выдержка из искового заявления
  • В своем иске Мацко рассказал, что в 2018 году купил Tesla Model X и доплатил еще $5 тыс. за обновление ПО, а конкретно за опцию «Улучшенный автопилот» (Enhanced Autopilot). По его словам, те, кто заплатил за аналогичные обновления, по сути, стали «инженерами-испытателями». Они не раз фиксировали, как их машины выезжали на встречную полосу, на красный свет или пропускали повороты.
  • «Прошло уже 4 года, а Tesla так и не предоставила ничего, что хотя бы отдаленно напоминало полностью беспилотный автомобиль, который она обещала», — добавил Мацко.
  • Истцы требуют, чтобы компания Маска возместила ущерб тем, кто с 2016 года покупал или арендовал автомобиль Tesla с опциями «Автопилот» (Autopilot), «Улучшенный автопилот» (Enhanced Autopilot) или «Полностью автономное вождение» (Full Self-Driving, FSD). 

Почему это происходит

  • В августе 2022 года департамент транспортных средств Калифорнии (DMV) обвинил Tesla в том, что компания распространяет ложную информацию о возможностях своих автомобилей. В частности, ведомство указало на завышение показателей работы ADAS. Это что-то вроде вспомогательной функции, которая повышает общую безопасность при вождении (например, держит заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля).
  • В том же месяце владелец Tesla Model 3 из Сан-Франциско подал в суд на автопроизводителя за «фантомные торможения». Речь о системе автоматического экстренного торможения (AEB), из-за которой машина может безо всяких причин внезапно замедлиться, создав аварийную ситуацию. Истец предложил сотням водителей, которые жаловались на этот дефект, сделать иск коллективным.
  • Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA) с 2016 года расследует 38 аварий с участием автомобилей Tesla, во время которых предположительно сработали автоматические системы безопасности. В ДТП погибли 19 человек.

При этом на сайте Tesla до сих пор размещено видео, датированное 2016 годом и демонстрирующее работу полного автопилота без участия водителя. Примерно тогда же компания утверждала, что во всех ее автомобилях есть оборудование, необходимое для FSD. Однако несколько бывших инженеров Tesla в интервью The New York Times рассказали на условиях анонимности, что выбранный маршрут был заранее внесен в навигатор, причем в 3D-формате — такая технология для клиентов компании недоступна. Кроме того, по пути машина врезалась в дорожное ограждение.

Контекст

  • 14 июля 2022 года стало известно, что компанию Tesla покидает директор по ИИ-разработкам и руководитель программы Autopilot Андрей Карпати. 
  • В сентябре CNBC со ссылкой на источники в компании Tesla сообщил, что еще несколько ценных специалистов уволились из компании в поисках более гибкого графика. В конце мая Илон Маск решил отменить удаленку, введенную из-за COVID-19, и объявил сотрудникам, что теперь им нужно находиться в офисе не менее 40 часов в неделю. При этом за время пандемии штат Tesla расширился, а офисы к этому подготовить не успели — в некоторых из них не хватает даже стульев. 
  • В конце июня Маск признался, что миллиарды долларов закидываются в новые заводы Tesla в Техасе и Берлине «как в топку». По словам бизнесмена, компания терпит убытки из-за сбоев в цепочке поставок и нехватки аккумуляторов.
  • В том же месяце предприниматель разослал сотрудникам электронное письмо, в котором сообщил, что у компании был «очень тяжелый квартал». Например, почти месяц не работал завод в Шанхае (один из важнейших для экспорта Tesla) из-за локдауна, введенного в связи со вспышкой COVID-19.
  • Еще одна проблема, с которой столкнулась компания, — многочисленные обвинения в расизме и дискриминации темнокожих сотрудников на заводах. Комиссия США по равным возможностям при трудоустройстве (EEOC) проводит в отношении Tesla расследование.
  • Кроме того, «локомотиву» отрасли производства электрокаров «дышат в спину» конкуренты. Активно выпускают электромобили Toyota, Mercedes, BMW и Volkswagen. Но самый серьезный конкурент — китайский автопроизводитель BYD. Эта компания, по итогам первых 6 месяцев 2022 года, продала 638 тыс. электрокаров и гибридов, тогда как Tesla — всего 564,7 тыс. машин (только электрокаров).

Прецедент

  • Ближайший конкурент Tesla по числу аварий при включенном автопилоте — компания Honda. По данным Национальной администрации по безопасности дорожного движения США, за последний год владельцы автомобилей этой японской марки попали в 90 ДТП, тогда как любители Tesla — в 273.
  • Гораздо реже в аварии при работающем автопилоте попадают хозяева автомобилей Subaru (10 аварий), Ford (5), Toyota (4) и BMW (3).
  • «Под прицел» американского регулятора попали также модели Lexus (RH450H) и Cadillac (CT6) в связи с жалобами на некорректную работу систем помощи водителю ADAS. А ДТП с участием автомобиля Volvo XC90, оснащенного этой же технологией, закончилась летальным исходом в 2018 году. 
  • «Не везет» с автоматизированными системами и французской компании Navya, которая специализируется на производстве небольших автономных автобусов-шаттлов. В 2017 году в Лас-Вегасе она запустила беспилотный электробус Arma. Буквально через несколько часов он попал в ДТП с грузовиком. В ходе двухлетнего расследования выявили две причины столкновения: неосторожность водителя грузовика, а также непродуманное расположение системы управления автобусом (она располагалась в закрытом отсеке в конце салона) — находившийся в нем страхующий водитель просто не успел взять на себя управление. В 2019 году еще одна модель компании — шаттл Navya SAS — в Вене «не заметил» и задел женщину, двигаясь со скоростью 12 км/ч. После этого инцидента в Австрии приостановили испытания этой модели.
Копировать ссылкуСкопировано