Парламентские выборы в Великобритании: главное
- 4 июля пройдут досрочные парламентские выборы в Великобритании.
- Последние опросы фиксируют рекордно низкую поддержку правящей Консервативной партии премьер-министра Риши Сунака — всего 23%.
- Лейбористская партия во главе с Киром Стармером выходит на первое место — 40%.
- На этих выборах в парламент баллотируется ИИ-аватар бизнесмена Стивена Эндакотта — AI Стив. Эндакотт заявил, что в случае победы станет лишь представителем, а принимать политические решения будет искусственный интеллект.
Какие соцсети используют кандидаты
Цифровые кампании становятся сильно дороже в октябре и ноябре, потому что интернет завален рекламой к Рождеству и Черной пятнице. Почему бы для выборов не найти более дешевое время года? Что насчет июля? Возможно, решение провести выборы летом сильно упростило партиям задачу в продвижении. На самом деле, платформам не нравится политическая реклама, в то же время таргетированная реклама приносит им неплохой доход, поэтому они сделали ее дороже.
В этом году британские политики уделяют много внимания традиционным соцсетям и инструментам — Facebook*, YouTube и Instagram*, группы в WhatsApp, рассылки и сайты. The Guardian пишет, что по состоянию на 1 июня лейбористы потратили более £1,2 млн: около £605 000 на Google (в основном на YouTube), £684 964 на Facebook* и Instagram* (данные Who Targets Me).
Все это далеко от избирательной кампании 2015 года, когда лейбористы потратили больше денег на одну печатную рекламу в Financial Times, чем на цифровую.
Консерваторы пока вложили £69 800 в Google и £280 406 на площадки Meta*, в то время как более мелкие партии почти ничего не потратили на рекламу.

Фото: Adam Vaughan / EPA / TASS; Stefan Rousseau / AP / TASS
Данные Ofcom показывают, что TikTok используют 42% взрослых интернет-пользователей в Великобритании — соцсеть сильно уступает YouTube, WhatsApp и Facebook*. Но короткие видео — TikTok, Reels и Shorts — гораздо важнее для людей в возрасте от 16 до 24 лет: 83% пользователей платформы по сравнению с 2% лиц старше 65 лет.
К слову, на официальном сайте правительства Великобритании опубликованы подробные гайды по всем наиболее популярным площадкам — они включают в себя рекомендации для политиков, общие советы по безопасности в интернете, особенности каждой площадки (например, верификация аккаунта) и многое другое.
Почему политики выбирают TikTok
Некоторые эксперты уже назвали кампанию 2024 года «первыми» выборами в TikTok» после того, как Консервативная и Лейбористская партии завели аккаунты в соцсети всего через несколько дней после объявления Сунака о том, что выборы состоятся в июле.
За пару недель лейбористы опубликовали более 50 видеороликов — гремучая смесь мемов, реакции избирателей и лидеров, которые искренне машут руками, пытаясь объяснить самые важные и серьезные вещи молодежным сленгом за 30 секунд. Среди самых популярных оказалось видео, где Сунак пытается провести футбольный мяч мимо тренировочных конусов, с подписью: «На вас нападает конус, но вы пытаетесь убедить избирателей, что можете управлять страной».
Фото: Daily Mail Фото: Daily Mail Фото: Daily Mail
Почему TikTok? На самом деле, соцсеть не разрешает платную рекламу политиков или партий.
Поэтому предвыборным штабам приходится действовать максимально нативно и выезжать за счет вирусных трендов, челленджей и мемов.
Для партий, у которых не так много денег, это отличный вариант: здесь и просмотры, и вовлеченность, и молодые избиратели. Просмотры видео в Tikok-профилях политических партий Великобритании уже приближаются к 80 млн просмотров. Блогеры говорят, что на этой площадке лейбористы уже преуспели.
TikTok лейбористов подобен боксеру, наносящему комбинацию ударов со смесью забавных мемов, хорошо подготовленных ключевых сообщений и роликов успешных выступлений в СМИ. Лейбористы черпали вдохновение из Ryanair и других бизнес-аккаунтов с их популярными юмористическими видеороликами или использовали популярные форматы или звуки, знакомые и любимые тиктокерами.
Фил Карр
блогер
Однако среди комментаторов есть и те, кто не поддерживает дерзкую и хаотичную манеру лейбористов — по их мнению, объяснение серьезных тем с помощью вирусных треков и мемов может вызвать лишь смех, репосты и просмотры — но не голоса.
Возможно, для молодой и уже осознанной аудитории гораздо ценнее услышать, что партия может сделать конкретно для этой категории населения, чем посмеяться и забыть про очередной мем. И здесь мяч на стороне консерваторов, которые более сдержанны на полях TikTok — в основном это видео с участием фронтменов — Риши Сунака и его сторонников. Но и эти истории не всегда удачны. Так, попытка Риши Сунака казаться «ближе к народу» (он рассказал, что у него в детстве не было канала Sky News) не увенчалась успехом и спровоцировала поток мемов.
Фото: Stephen Graham Фото: The Labour Party / TikTok Фото: The Labour Party / TikTok
Есть и обратная сторона медали — опасения по поводу китайского влияния, исходящего от материнской компании Bytedance. Это одна из причин, по которой британские политики неохотно заходят на площадку. Партии и общественность осознали влияние соцсетей на выборы после скандалов с Cambridge Analytica в 2016 году, и у всех партий появилась какая-то стратегия в социальных сетях.
Еще одна проблема заключается в том, что TikTok работает на основе непрозрачного алгоритма рекомендаций, который трудно «взломать» командам, управляющим соцсетями партий. Конечный результат может быть непредсказуем и не всегда полезен для политической кампании.
Проблема для партий на TikTok заключается в том, что они не знают точно, кто смотрит их видео и смотрят ли эти ролики в важных для кандидатов районах. Это означает, что, хотя лейбористы хорошо работают на платформе, этот успех не обязательно будет конвертироваться в голоса.
Кейт Домметт
профессор цифровой политики в Университете Шеффилда
Как искусственный интеллект участвует в выборах
В этом году на выборы в парламент выдвинулся искусственный интеллект под именем Стив. AI-кандидат был разработан компанией Neural Voice, председателем которой является бизнесмен Стив Эндакотт.

Если AI-Стив победит, бизнесмен представит его в парламенте. Эндакотт заявил, что будет лишь представителем, а принимать политические решения будет искусственный интеллект. По словам соучредителя компании Джереми Смита, AI-кандидат способен вести до 10 тыс. разговоров одновременно.
На самом деле, я думаю, мы заново изобретаем политику, используя искусственный интеллект в качестве технологической базы, в качестве второго пилота, не для того, чтобы заменить политиков, а для того, чтобы помочь им.
Стив Эндакотт
Стив будет анализировать свои разговоры с избирателями и спрашивать обычных людей о том, насколько им важна определенная политика или какие меры стоит принять по тому или иному вопросу. Избиратели смогут обозначить свои политические позиции и задать собственные вопросы. После этого Стив включит предложения и просьбы избирателей в свою программу действий.
*Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской.
** Соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации. X — новое название соцсети Twitter.