Колумнист

TikTok-баттлы, мемы и виртуальные кандидаты: как проходит цифровая предвыборная кампания в Великобритании

«Московские новости» продолжают серию материалов о том, как цифровая эпоха влияет на политтехнологии — как политики используют искусственный интеллект в предвыборных кампаниях, какие платформы и форматы чаще всего включают в планы по агитации и какие скандалы связаны с IT и властью. В новом тексте цикла Мария Снегова разбирает кейсы цифровой кампании по парламентским выборам в Великобритании.

Парламентские выборы в Великобритании: главное

  • 4 июля пройдут досрочные парламентские выборы в Великобритании.
  • Последние опросы фиксируют рекордно низкую поддержку правящей Консервативной партии премьер-министра Риши Сунака — всего 23%.
  • Лейбористская партия во главе с Киром Стармером выходит на первое место — 40%.
  • На этих выборах в парламент баллотируется ИИ-аватар бизнесмена Стивена Эндакотта — AI Стив. Эндакотт заявил, что в случае победы станет лишь представителем, а принимать политические решения будет искусственный интеллект.

Какие соцсети используют кандидаты

Цифровые кампании становятся сильно дороже в октябре и ноябре, потому что интернет завален рекламой к Рождеству и Черной пятнице. Почему бы для выборов не найти более дешевое время года? Что насчет июля? Возможно, решение провести выборы летом сильно упростило партиям задачу в продвижении. На самом деле, платформам не нравится политическая реклама, в то же время таргетированная реклама приносит им неплохой доход, поэтому они сделали ее дороже.

В этом году британские политики уделяют много внимания традиционным соцсетям и инструментам — Facebook*, YouTube и Instagram*, группы в WhatsApp, рассылки и сайты. The Guardian пишет, что по состоянию на 1 июня лейбористы потратили более £1,2 млн: около £605 000 на Google (в основном на YouTube), £684 964 на Facebook* и Instagram* (данные Who Targets Me).

Все это далеко от избирательной кампании 2015 года, когда лейбористы потратили больше денег на одну печатную рекламу в Financial Times, чем на цифровую.

Консерваторы пока вложили £69 800 в Google и £280 406 на площадки Meta*, в то время как более мелкие партии почти ничего не потратили на рекламу.

Риши Сунак и Кир Стармер
Риши Сунак и Кир Стармер
Фото: Adam Vaughan / EPA / TASS; Stefan Rousseau / AP / TASS

Данные Ofcom показывают, что TikTok используют 42% взрослых интернет-пользователей в Великобритании — соцсеть сильно уступает YouTube, WhatsApp и Facebook*. Но короткие видео — TikTok, Reels и Shorts — гораздо важнее для людей в возрасте от 16 до 24 лет: 83% пользователей платформы по сравнению с 2% лиц старше 65 лет. 

К слову, на официальном сайте правительства Великобритании опубликованы подробные гайды по всем наиболее популярным площадкам — они включают в себя рекомендации для политиков, общие советы по безопасности в интернете, особенности каждой площадки (например, верификация аккаунта) и многое другое.

Почему политики выбирают TikTok 

Некоторые эксперты уже назвали кампанию 2024 года «первыми» выборами в TikTok» после того, как Консервативная и Лейбористская партии завели аккаунты в соцсети всего через несколько дней после объявления Сунака о том, что выборы состоятся в июле.

За пару недель лейбористы опубликовали более 50 видеороликов — гремучая смесь мемов, реакции избирателей и лидеров, которые искренне машут руками, пытаясь объяснить самые важные и серьезные вещи молодежным сленгом за 30 секунд. Среди самых популярных оказалось видео, где Сунак пытается провести футбольный мяч мимо тренировочных конусов, с подписью: «На вас нападает конус, но вы пытаетесь убедить избирателей, что можете управлять страной».

Почему TikTok? На самом деле, соцсеть не разрешает платную рекламу политиков или партий.

Поэтому предвыборным штабам приходится действовать максимально нативно и выезжать за счет вирусных трендов, челленджей и мемов. 

Для партий, у которых не так много денег, это отличный вариант: здесь и просмотры, и вовлеченность, и молодые избиратели. Просмотры видео в Tikok-профилях политических партий Великобритании уже приближаются к 80 млн просмотров. Блогеры говорят, что на этой площадке лейбористы уже преуспели.

TikTok лейбористов подобен боксеру, наносящему комбинацию ударов со смесью забавных мемов, хорошо подготовленных ключевых сообщений и роликов успешных выступлений в СМИ. Лейбористы черпали вдохновение из Ryanair и других бизнес-аккаунтов с их популярными юмористическими видеороликами или использовали популярные форматы или звуки, знакомые и любимые тиктокерами.

Фил Карр
блогер

Однако среди комментаторов есть и те, кто не поддерживает дерзкую и хаотичную манеру лейбористов — по их мнению, объяснение серьезных тем с помощью вирусных треков и мемов может вызвать лишь смех, репосты и просмотры — но не голоса.

Возможно, для молодой и уже осознанной аудитории гораздо ценнее услышать, что партия может сделать конкретно для этой категории населения, чем посмеяться и забыть про очередной мем. И здесь мяч на стороне консерваторов, которые более сдержанны на полях TikTok — в основном это видео с участием фронтменов — Риши Сунака и его сторонников. Но и эти истории не всегда удачны. Так, попытка Риши Сунака казаться «ближе к народу» (он рассказал, что у него в детстве не было канала Sky News) не увенчалась успехом и спровоцировала поток мемов. 

Есть и обратная сторона медали — опасения по поводу китайского влияния, исходящего от материнской компании Bytedance. Это одна из причин, по которой британские политики неохотно заходят на площадку. Партии и общественность осознали влияние соцсетей на выборы после скандалов с Cambridge Analytica в 2016 году, и у всех партий появилась какая-то стратегия в социальных сетях.

Еще одна проблема заключается в том, что TikTok работает на основе непрозрачного алгоритма рекомендаций, который трудно «взломать» командам, управляющим соцсетями партий. Конечный результат может быть непредсказуем и не всегда полезен для политической кампании. 

Проблема для партий на TikTok заключается в том, что они не знают точно, кто смотрит их видео и смотрят ли эти ролики в важных для кандидатов районах. Это означает, что, хотя лейбористы хорошо работают на платформе, этот успех не обязательно будет конвертироваться в голоса.

Кейт Домметт
профессор цифровой политики в Университете Шеффилда

Как искусственный интеллект участвует в выборах 

В этом году на выборы в парламент выдвинулся искусственный интеллект под именем Стив. AI-кандидат был разработан компанией Neural Voice, председателем которой является бизнесмен Стив Эндакотт.

Фото: AI Steve

Если AI-Стив победит, бизнесмен представит его в парламенте. Эндакотт заявил, что будет лишь представителем, а принимать политические решения будет искусственный интеллект. По словам соучредителя компании Джереми Смита, AI-кандидат способен вести до 10 тыс. разговоров одновременно. 

На самом деле, я думаю, мы заново изобретаем политику, используя искусственный интеллект в качестве технологической базы, в качестве второго пилота, не для того, чтобы заменить политиков, а для того, чтобы помочь им.

Стив Эндакотт

Стив будет анализировать свои разговоры с избирателями и спрашивать обычных людей о том, насколько им важна определенная политика или какие меры стоит принять по тому или иному вопросу. Избиратели смогут обозначить свои политические позиции и задать собственные вопросы. После этого Стив включит предложения и просьбы избирателей в свою программу действий.

*Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской.

** Соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации. X — новое название соцсети Twitter.

Копировать ссылкуСкопировано