Мир в огнеДетали

Тише едешь – дешевле будет: в Париже решили штрафовать владельцев шумного транспорта. Как европейские и российские города борются с шумом

В Париже установили радар, способный измерять уровень шума от движущегося транспорта. Другие города Европы тоже используют современные технологии в борьбе за тишину.

Что произошло

В Париже заработал радар, который автоматически выписывает штрафы владельцам слишком громких машин.

Мировая практика

В Дании используют шумопоглощающее дорожное покрытие, во Франкфурте устанавливают акустические экраны, для контроля за шумом в некоторых городах также используют мобильные приложения.

В России 

В РФ применяют «тихие» рельсы, звукоизоляцию в вагонах метро и шумозащитные экраны. Власти Москвы предложили использовать на дорогах камеры с шумомерами.

Что делать

Москвичи могут пожаловаться на шум через портал мэра и правительства Москвы или обратиться в Роспотребнадзор.

Что произошло

Власти Парижа установили в городе шумовой радар, который распознает слишком громкие мотоциклы и автомобили.

  • Сейчас парижской полиции, чтобы наказать нарушителя за шум, нужно иметь при себе специальное оборудование, с его помощью зафиксировать нарушение и поймать водителя на месте. Но, как отмечают разработчики технологии, у патрульных «часто есть другие дела» поэтому штрафовать нарушителей будет новый радар.
  • Устройство, которое разместили на фонарном столбе, способно измерять уровень шума движущегося транспорта и распознавать номерные знаки.
  • Сейчас оборудование работает в тестовом режиме. Если испытания пройдут успешно, то к концу 2022-го массовое использование радаров официально одобрят, а с начала 2023-го власти Франции намерены установить шумовые радары в других городах страны, чтобы с их помощью автоматически штрафовать нарушителей тишины.
  • Давид Бельяр, заместитель мэра Парижа, отметил, что шум негативно влияет на здоровье горожан и качество их жизни.

Мировая практика

Согласно исследованию Money.co.uk от декабря 2021 года, Париж — один из самых шумных городов Европы. 

  • В столице Франции по сравнению с другими европейскими городами больше всего людей заявили, что постоянно подвергаются воздействию автомобильного и железнодорожного шума. 
  • На втором месте оказался Лондон, там жители пожаловались на громкие самолеты над городом.
  • Третье место занял Рим, где основная причина шума — пробки. 

Чтобы снизить уровень шума в европейских городах, власти прибегают к помощи современных технологий.

  • Например, в Дании используют специальное шумопоглощающее дорожное покрытие, которое позволяет снизить шум от дорожного движения.
  • Для железнодорожного транспорта в некоторых европейских городах используют колесные пары из специальных материалов, которые уменьшают трение колес о рельсы и делают движение поездов тише.
  • Во Франкфурте в общественных местах устанавливают специальные акустические щиты, которые поглощают звуки.
  • Также для контроля за шумом используются специальные приложения на смартфонах. Они позволяют жителям самим отслеживать и картографировать данные о превышении допустимого уровня шума. Шумовые карты помогают городским властям быстро и точно выявлять наиболее шумные места и определять источники шума. Так, в Антверпене в 2011 году с помощью приложения NoiseTube создали шумовую карту районов. То же приложение использовали в Загребе, а в 2019 году во Франции разработали более современный аналог — NoiseCapture.

В России 

По последним данным Минприроды от 2019 года, особо остро проблема транспортного шума стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске и Ростове-на-Дону. Исследователи отмечают, что шум вредит здоровью людей, в том числе и психическому.

  • Согласно действующему закону, шум от дороги около дома не должен быть выше 55 децибел (примерно как от громкого разговора) днем и 40 — ночью. Его принято считать безопасным. Однако шум интенсивного уличного движения может достигать и 80 децибел, а шум поезда в метро — 90 децибел.
  • Для борьбы с шумом вдоль железных и автомобильных дорог устанавливают шумозащитные экраны, чтобы избавить жильцов ближайших домов от громких звуков.
  • Московский метрополитен еще в 2015 году закупил специальные «тихие» рельсы, а новые поезда «Москва-2020» оснащены усиленной шумоизоляцией — там можно даже перешептываться.
  • Также в Москве с 2010 года заменяют старые трамвайные рельсы на новые, которые позволяют трамваям передвигаться менее шумно и не тревожить жителей соседних домов.
  • Чтобы бороться с громкими автомобилями и мотоциклами на дорогах, мэр Москвы Сергей Собянин разработал законопроект, который предполагает увеличение штрафов для нарушителей тишины. Кроме того, мэр предложил, как и в Париже, штрафовать водителей за нарушение тишины в автоматическом режиме с помощью камер фото- и видеофиксации, оснащенных специальными устройствами — шумомерами.

Что делать

В Москве уровень шума регулируется законом «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» и федеральным СанПиНом. Жители Москвы могут пожаловаться на шум в городе несколькими способами:

  • по телефону Единой справочной службы Москвы (495) 777-77-77;
  • через портал мэра и правительства Москвы;
  • через сайт департамента природопользования Москвы.

Также москвичи могут позвонить в полицию или обратиться в Роспотребнадзор для проведения замеров уровня шума.

  • Например, коллективные жалобы жителей домов рядом с Патриаршими прудами привели к введению ограничений по посещению района в вечернее и ночное время.

Мониторинг шума в разных районах Москвы проводит «Мосэкомониторинг». Эта организация отправляет мобильные лаборатории в районы, откуда поступают жалобы горожан. Результаты проверок публикуются в соцсетях.

Фото обложки: Martin Moxter / imageBROKER / Globallookpress

Копировать ссылкуСкопировано