Что произошло
В Париже заработал радар, который автоматически выписывает штрафы владельцам слишком громких машин.
Мировая практика
В Дании используют шумопоглощающее дорожное покрытие, во Франкфурте устанавливают акустические экраны, для контроля за шумом в некоторых городах также используют мобильные приложения.
В России
В РФ применяют «тихие» рельсы, звукоизоляцию в вагонах метро и шумозащитные экраны. Власти Москвы предложили использовать на дорогах камеры с шумомерами.
Что делать
Москвичи могут пожаловаться на шум через портал мэра и правительства Москвы или обратиться в Роспотребнадзор.
Что произошло
Власти Парижа установили в городе шумовой радар, который распознает слишком громкие мотоциклы и автомобили.
- Сейчас парижской полиции, чтобы наказать нарушителя за шум, нужно иметь при себе специальное оборудование, с его помощью зафиксировать нарушение и поймать водителя на месте. Но, как отмечают разработчики технологии, у патрульных «часто есть другие дела» поэтому штрафовать нарушителей будет новый радар.
- Устройство, которое разместили на фонарном столбе, способно измерять уровень шума движущегося транспорта и распознавать номерные знаки.
- Сейчас оборудование работает в тестовом режиме. Если испытания пройдут успешно, то к концу 2022-го массовое использование радаров официально одобрят, а с начала 2023-го власти Франции намерены установить шумовые радары в других городах страны, чтобы с их помощью автоматически штрафовать нарушителей тишины.
- Давид Бельяр, заместитель мэра Парижа, отметил, что шум негативно влияет на здоровье горожан и качество их жизни.
Мировая практика
Согласно исследованию Money.co.uk от декабря 2021 года, Париж — один из самых шумных городов Европы.
- В столице Франции по сравнению с другими европейскими городами больше всего людей заявили, что постоянно подвергаются воздействию автомобильного и железнодорожного шума.
- На втором месте оказался Лондон, там жители пожаловались на громкие самолеты над городом.
- Третье место занял Рим, где основная причина шума — пробки.
Чтобы снизить уровень шума в европейских городах, власти прибегают к помощи современных технологий.
- Например, в Дании используют специальное шумопоглощающее дорожное покрытие, которое позволяет снизить шум от дорожного движения.
- Для железнодорожного транспорта в некоторых европейских городах используют колесные пары из специальных материалов, которые уменьшают трение колес о рельсы и делают движение поездов тише.
- Во Франкфурте в общественных местах устанавливают специальные акустические щиты, которые поглощают звуки.
- Также для контроля за шумом используются специальные приложения на смартфонах. Они позволяют жителям самим отслеживать и картографировать данные о превышении допустимого уровня шума. Шумовые карты помогают городским властям быстро и точно выявлять наиболее шумные места и определять источники шума. Так, в Антверпене в 2011 году с помощью приложения NoiseTube создали шумовую карту районов. То же приложение использовали в Загребе, а в 2019 году во Франции разработали более современный аналог — NoiseCapture.
В России
По последним данным Минприроды от 2019 года, особо остро проблема транспортного шума стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске и Ростове-на-Дону. Исследователи отмечают, что шум вредит здоровью людей, в том числе и психическому.
- Согласно действующему закону, шум от дороги около дома не должен быть выше 55 децибел (примерно как от громкого разговора) днем и 40 — ночью. Его принято считать безопасным. Однако шум интенсивного уличного движения может достигать и 80 децибел, а шум поезда в метро — 90 децибел.
- Для борьбы с шумом вдоль железных и автомобильных дорог устанавливают шумозащитные экраны, чтобы избавить жильцов ближайших домов от громких звуков.
- Московский метрополитен еще в 2015 году закупил специальные «тихие» рельсы, а новые поезда «Москва-2020» оснащены усиленной шумоизоляцией — там можно даже перешептываться.
- Также в Москве с 2010 года заменяют старые трамвайные рельсы на новые, которые позволяют трамваям передвигаться менее шумно и не тревожить жителей соседних домов.
- Чтобы бороться с громкими автомобилями и мотоциклами на дорогах, мэр Москвы Сергей Собянин разработал законопроект, который предполагает увеличение штрафов для нарушителей тишины. Кроме того, мэр предложил, как и в Париже, штрафовать водителей за нарушение тишины в автоматическом режиме с помощью камер фото- и видеофиксации, оснащенных специальными устройствами — шумомерами.
Что делать
В Москве уровень шума регулируется законом «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» и федеральным СанПиНом. Жители Москвы могут пожаловаться на шум в городе несколькими способами:
- по телефону Единой справочной службы Москвы (495) 777-77-77;
- через портал мэра и правительства Москвы;
- через сайт департамента природопользования Москвы.
Также москвичи могут позвонить в полицию или обратиться в Роспотребнадзор для проведения замеров уровня шума.
- Например, коллективные жалобы жителей домов рядом с Патриаршими прудами привели к введению ограничений по посещению района в вечернее и ночное время.
Мониторинг шума в разных районах Москвы проводит «Мосэкомониторинг». Эта организация отправляет мобильные лаборатории в районы, откуда поступают жалобы горожан. Результаты проверок публикуются в соцсетях.
Фото обложки: Martin Moxter / imageBROKER / Globallookpress