Три мысли о подрыве пейджеров в Ливане

Даниил Ротштейн разбирается, что это было и надо ли шарахаться от каждого тостера.

Прежде всего две оговорки: во-первых, израильские спецслужбы не брали на себя ответственность за скандальную диверсию против «Хезболлы», но почти все эксперты и специалисты на всех континентах сходятся в мнении, что да, это «Моссад». Слово «предположительно» писать (да и читать) каждый раз неохота, поэтому держим его в уме. Во-вторых, когда мы говорим «Моссад», то на самом деле имеем в виду в широком смысле израильскую разведку и спецслужбы, что не совсем корректно, но удобно и эффективно. Со словарем разобрались, теперь по сути.

Мысль первая и ключевая. Нет, ваш тостер вам не угрожает.

И ваш смартфон. И электросамокат, хотя в Москве их все больше не любят. Вот что мы знаем о механизме атаки в Ливане из совокупности источников: созданная «Моссадом» венгерская фирма-ширма BAC Consulting продавала ливанской «Хезболле» пейджеры, начиненные взрывчаткой. Лицензия на производство (без модификации, естественно) была куплена у тайваньской компании. Собирались пейджеры где-то в третьем месте.

Устройства не продавались на рынках, не поставлялись в ливанские или какие-то еще магазины. Они точечно производились партиями, которые непосредственно закупала «Хезболла» для экипировки своих бойцов. Закупки начались после того, как Хасан Насралла, лидер организации, признанной в ряде стран Запада и Ближнего Востока террористической, приказал отказаться от телефонов из-за возможности прослушки тем же «Моссадом».

Чтобы избавиться от тревоги по поводу взрывоопасности девайсов, просто проверьте: являетесь ли вы кадровым членом ближневосточной полувоенной и/или террористической организации, в которой вам централизованно выдали какие-нибудь старомодные средства связи специально для координации боевых действий против государства Израиль? Если нет, то все нормально.

Если серьезно, операция такого рода возможна, только когда мутная организация за мутные деньги централизованно покупает партии мутных устройств для мутных целей — тогда в этих конкретных партиях какая-то спецслужба может что-то намутить. Это все в мире, отдельном от повседневной жизни и потребительской электроники.

Мысль вторая. Это была в первую очередь PR-акция.

Даже не акция запугивания, хотя этот эффект есть, и не тактический маневр по оглушению противника перед военной эскалацией. Все еще может поменяться, но наземного вторжения Израиля в Ливан пока не наблюдается и со дня на день не ожидается.

Моя гипотеза — акция с пейджерами была нужна для восстановления репутации «Моссада» после катастрофического провала 7 октября 2023 года. Наряду с ликвидацией одного из лидеров ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране это попытка напомнить миру, что «Моссад» по-прежнему способен на сложные и дерзкие маневры, что с технической, что с оперативной точки зрения. Мало уметь много гитик, важно, чтобы враги и друзья знали о твоем умении.

Мысль третья. «Моссад» навязывает своим врагам методы борьбы, которым ему же самому сложно будет противостоять.

Логика посыла простая: если вы активно воюете с Израилем, вы не можете пользоваться средствами связи XXI века, их будут читать. Средствами конца XX века тоже не можете, они будут взрываться. Открыто жить в Иране, выступать на конференциях, пожимать руки уважаемым людям — тоже опасно. Единственный вариант — метод другого и пока живого лидера ХАМАС Яхьи Синвара: подземные тоннели, лабиринты, отказ от цифрового в пользу аналогового.

Но события 7 октября показали, что, вышибая противника на другую технологическую формацию, спецслужбы теряют преимущество, которое им самим дают высокотехнологические методы. Цифровое всевидящее око превращается в сплошное слепое пятно. Как и в любой игре в кошки-мышки, долгосрочный итог — более агрессивные коты и более хитрые мыши.

Копировать ссылкуСкопировано