Мир в огнеДетали

Уходит эпоха: с конвейера сошел последний Boeing 747. Чем заменят «джамбо-джет» и какое будущее у российской авиаотрасли

Прекращение производства Boeing 747 связано с тем, что модель устарела, как и все остальные четырехдвигательные самолеты. 

Спрос на все лайнеры значительно снизила пандемия COVID-19. Однако с 2021 года авиапроизводители постепенно начали выходить из коронавирусной спячки.

Что произошло

Последний Boeing 747 сошел с конвейера, эти самолеты производили более полувека. Теперь компания намерена сосредоточиться на двухдвигательных лайнерах.

Досье

Первый Boeing 747 произвели в 1969 году, он стал самым большим коммерческим лайнером в мире. Из-за размеров Boeing 747 окрестили «джамбо-джетом». 

Расклад сил

Прекратил выпуск лайнеров с четырьмя двигателями и главный конкурент Boeing — Airbus. Сейчас в ходу модели Airbus 320 и Boeing 737. При этом «надежды подает» и китайская новинка C919.

В России

Западные санкции стимулировали производство отечественных самолетов. Эксперты видят будущее отрасли в Sukhoi Superjet 100 и новейшем МС-21. 

Что произошло

Последний, 1574-й Boeing 747 сошел с конвейера завода американской компании, эти самолеты производили более полувека. 

  • Заказчиком культового борта стал американский грузовой перевозчик Atlas Air. А в качестве пассажирского борта последний раз его покупала Korean Air в 2017 году. 
  • Тогда же американские авиалинии перестали использовать Boeing 747 для пассажирских перевозок. Некоторые перевозчики все еще широко эксплуатируют лайнеры. Самый большой парк на данный момент — у немецкой Lufthansa.

Прекращение производства Boeing 747 связано с тем, что модель устарела, как и все остальные четырехдвигательные самолеты. Ведущие авиапроизводители сосредоточились на двухдвигательных лайнерах. 

  • Изначально борта с четырьмя двигателями считались более безопасными (в случае отказа какого-либо из них), но с развитием авиастроения серьезно выросла и надежность самолетов с двумя двигателями.
  • Они позволяют значительно сократить расходы не только на двигатели (цена каждого — примерно 20% от стоимости всего лайнера), но и на техобслуживание и топливо (на него уходит около 25% всех операционных расходов авиакомпании). 

Досье

Первый Boeing 747 появился в 1969 году и стал самым большим коммерческим самолетом в мире.

  • Над его созданием трудились свыше 50 тыс. сотрудников Boeing в течение 16 месяцев. 
  • В этой модели самолета впервые сделали два прохода между сиденьями. Длина составила 70,6 метра. В последней версии модели, 747-8 — 76,3 метра (ее начали эксплуатировать в 2010 году). В целом модели 747 могут перевозить от 400 до 500 пассажиров. Из-за размеров Boeing 747 окрестили «джамбо-джетом».
  • Борт стал также одним из самых узнаваемых из-за своего «горба», благодаря которому получил прозвище «кит». Это вторая палуба лайнера, на которой зачастую размещают бары и лаундж-зоны.
  • На 747-м и сейчас летают президенты США. Первым стал Джордж Буш-старший. При этом для главы государства произвели модифицированную версию лайнера, который оборудован спецсвязью и при необходимости может работать как командный пункт. 
  • 747-й используется и как транспортировщик космического оборудования. Например, до 2011 года на нем доставляли шаттлы на космодром.
Фото: Ron Sachs / Zuma / TASS
  • В декабре 2022 года борт совершит еще одну «космическую» миссию. Британская авиакомпания Virgin Atlantic запустит перепрофилированный Boeing 747 вместе с ракетой под крылом. Он выпустит ее в космос на высоте примерно 10,5 тыс. метров над Атлантическим океаном. Внутри будет находиться семь исследовательских спутников, предназначенных для работы на низкой околоземной орбите.

Расклад сил

Прекратил выпуск моделей с четырьмя двигателями и основной конкурент Boeing из ЕС Airbus. Последний Airbus A380, который пока остается крупнейшим пассажирским самолетом в мире, получила компания Emirates. 

Boeing

  • У Boeing самым востребованным считается Boeing 737. Его эксплуатирует, например, крупнейший европейский лоукостер Ryanair. 
  • После двухлетнего перерыва активно закупать начали и версии 737 MAX, однако этот лайнер — настоящая «головная боль» для Boeing. Из-за него компания не только понесла колоссальные финансовые убытки, но и репутационные потери. На 737 MAX не летали почти 2 года из-за двух авиакатастроф: в октябре 2018 года в Индонезии погибли 189 человек, а спустя 5 месяцев в Эфиопии в результате крушения — 157 человек.
  • На смену этим моделям готовится новое семейство Boeing 777X. Самая современная модель из линейки, 777-9, сможет перевозить 426 человек. 

Airbus

  • Самая популярная на данный момент модель компании — Airbus 320. Он может вместить 180 пассажиров. Его эксплуатируют многие крупные компании по всему миру. Востребованы у заказчиков и обновленная версия A320neo, а также A321neo.
  • Прямым конкурентом Boeing 777-9 станет 400-местный Airbus A350-1000.

Производство самолетов значительно затормозила пандемия COVID-19. Она нанесла огромный ущерб авиастроительным компаниям. Однако в 2021 году они постепенно начали выходить из коронавирусной спячки.

  • Летом 2022 года во время работы британского авиасалона в Фарнборо, одного из крупнейших в мире, компании заключили крупные контракты. Boeing договорился с американской Delta Air о продаже ста 737-10 MAX и с Qatar Airways — о продаже 25 самолетов.
  • Airbus действовала менее активно, заключив контракт на поставку 56 моделей A321neo британскому лоукостеру EasyJet. Небольшие заказы сделали также Delta и латиноамериканская LATAM Airlines. При этом компания уже эффективно «поработала» до Фарнборо, получив заказ от крупнейших китайских авиалиний почти на 300 самолетов.
  • На пятки двум авиагигантам наступает китайский производитель Сomac. 1 октября его новый лайнер C919 прошел все необходимые сертификационные испытания. 28 авиакомпаний из КНР уже разместили 815 заказов на C919.

В России

И Boeing, и Airbus приостановили поставки лайнеров и запчастей в Россию ввиду западных санкций. 

  • При этом 21 июля ЕС вывел из-под запрета поставки в РФ ряда товаров авиаотрасли для соблюдения стандартов безопасности ICAO. 
  • Как считают российские эксперты, в Международной организации гражданской авиации все-таки указали Брюсселю, что западные санкции нарушают международные конвенции.

При этом ограничения со стороны западных стран стимулировали развитие производства отечественных самолетов.

  • В частности, до 2030 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует выпустить 70 авиалайнеров Ту-214, а также увеличить темпы производства Ил-96 и Ил-76. 
  • Что касается самых современных лайнеров, то эксперты видят будущее российской авиаотрасли в Sukhoi Superjet 100 и новейшем МС-21. 
  • В планах ОАК ежегодно производить 20–30 самолетов SSJ 100. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявлял, что с 2023-го планируется начать выпуск Sukhoi Superjet New полностью из отечественных компонентов, включая двигатель.
  • В 2024 году в серийное производство планируют запустить пассажирский самолет МС-21. К 2025 году ОАК рассчитывает производить по 72 самолета в год.

Авиационный эксперт и руководитель интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров прогнозирует, что к 2030 году до трети иностранных самолетов удастся заменить отечественными. По его мнению, это тот минимум, который обеспечит российской отрасли суверенитет.

Копировать ссылкуСкопировано