КапиталДетали

Нижегородские трамваи

В Волгограде построят завод по производству метанола, в Нижегородской области начнут делать трамваи, а предприятие «Карельский окатыш» запустило первую линию комплекса циклично-поточной технологии.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Волгограде появится завод по производству метанола

Предприятие расположится на территории особой экономической зоны «Химпром», созданной правительством РФ в ноябре 2022 года на территории бывшего одноименного завода.

Факты

  • Метанол используется для изготовления пластмасс, лаков, красок, уксусной кислоты. Также его применяют для получения лекарственных веществ, как добавку к бензину для уменьшения углеродного следа и для получения бензина в целях экономии нефтяного сырья. Метанол можно использовать в качестве судового топлива (он снижает выбросы оксидов серы, оксидов азота и твердых частиц по сравнению с обычным топливом). 
  • Проектируемая мощность будущего предприятия составит 1 млн тонн метанола в год. Предприятие будет запущено в 2025 году. Выход завода на планируемую мощность будет осуществлен в 2026 году. Объем инвестиций в создание производства оценивается в 74 млрд рублей.
  • Сырьем для производства метанола служат природный газ и отходы нефтепереработки, а также коксующийся уголь, газы от производства ацетилена методом пиролиза природного газа и другие.
  • В России метанол производят девять компаний. Их суммарные мощности оцениваются в 4,5 млн тонн в год (по состоянию на 2021 год Россия выпускала порядка 5% от мирового объема метанола и экспортировала 1,7 млн тонн ежегодно). Крупнейшими производителями являются пермский «Метафракс» с годовой мощностью свыше 1 млн тонн, томский «Сибметахим» — около 900 тыс. тонн, самарский «Томет» — порядка 700 тыс. тонн.

Перспективы

  • В ходе реализации проекта по строительству метанольного завода будет создано порядка 500 рабочих мест.
  • Все отходы от нового метанольного предприятия будут передаваться специализированным организациям на обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение.
  • Завод будет оснащен системами очистки сточных вод, при этом более 90% водных ресурсов для нужд производства будут использованы в замкнутом цикле. Помимо этого, на новом производстве будут установлены пассивные элементы защиты (бетонные чаши под комплексами, где будет храниться метанол) и другие природоохранные технологии и оборудование. Комплекс данных мероприятий позволит минимизировать воздействие предприятия на экологию и не будет оказывать негативного влияния на состояние здоровья граждан.
  • Реализация проекта позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Волгоградской области на сумму более 9 млрд рублей с 2025 по 2033 год. Также это даст прибавку к валовому региональному продукту в размере 2–3%.

Риски

  • В 2018 году объем инвестиций в проект оценивался в более чем $800 млн. К 2019 году общая стоимость завода выросла до $900 млн (до 50 млрд рублей). На данный момент стоимость строительства предприятия составляет около 74 млрд рублей, что на 24 млрд рублей больше, чем в 2019 году.
  • Так как основные объемы экспорта российского метанола были ориентированы на страны Европы, в марте 2022 года, когда путь транспортировки метанола через морские порты был закрыт из-за санкций, объемы поставок начали снижаться, что отрицательно сказалось на состоянии крупнейших производителей метанола в России.

Российско-белорусское предприятие «Нижэкотранс» запустило производство трамваев в Нижегородской области

Новые трамваи марки «МиНиН» станут частью проекта по модернизации общественного транспорта в Нижнем Новгороде — завод выпустит для города 176 вагонов.

Факты

  • «Нижэкотранс» — совместное российско-белорусское предприятие, зарегистрированное в Нижегородской области в сентябре 2022 года.
  • 3 декабря 2022 года на площадке предприятия «Фоксбас» площадью 46 тыс. кв. метров в городе Ворсме Нижегородской области «Нижэкотранс» запустил серийное производство трамваев под торговой маркой «МиНиН» (Минск + Нижний Новгород).

Перспективы

  • «Нижэкотранс» будет выпускать трамваи для Нижнего Новгорода в рамках программы модернизации инфраструктуры городского электротранспорта.
  • Предприятие планирует выпустить 176 вагонов с уникальным дизайном специально для Нижнего Новгорода, 26 из них будут трехсекционными. Стоимость одного трамвая составит 57 млн рублей. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что «по соотношению цены и качества среди имеющихся на рынке предложений нижегородские трамваи одни из лучших».
  • В рамках церемонии запуска предприятия была подписана дорожная карта по развитию сотрудничества между правительствами Беларуси и Нижегородской области в 2023 году. Сообщается, что нижегородские и белорусские власти также рассматривают возможности совместного производства электробусов и троллейбусов.

Риски

  • В случае реализации дальнейших планов по выпуску электробусов производитель может столкнуться с недостатком импортных деталей. Кроме того, стоимость электробусов превышает стоимость других видов транспорта, что ограничивает возможности их использования в регионах России.

«Карельский окатыш» запустил первую линию комплекса циклично-поточной технологии

Реализация проекта связана с изменением способа транспортировки руды и горной массы — переходом с вывозки руды автосамосвалами на конвейеры.

Факты

  • АО «Карельский окатыш» — предприятие по добыче и переработке железной руды. Комбинат производит 20% всех российских железорудных окатышей. Предприятие входит в горнодобывающий дивизион сталелитейной и горнодобывающей компании ПАО «Северсталь».
  • Основная продукция «Карельского окатыша» — железорудные офлюсованные и неофлюсованные окатыши.
  • Железорудные окатыши являются одним из основных компонентов, используемых при производстве чугуна.
  • Общий объем инвестиций во все три очереди проекта составит 11 млрд рублей.
  • Производительность комплекса ЦПТ составит 70 млн тонн горной массы в год.
  • Завершить проект планируется в конце 2023 года. Тогда же будут запущены все три линии комплекса ЦПТ.

Перспективы

  • Строительство комплекса ЦПТ позволит комбинату снизить к 2026 году количество самосвалов в Центральном карьере и сэкономить на их закупке (так как руду и пустую породу на поверхность будут поднимать конвейеры вместо автотранспорта).
  • Использование новой техники позволит предприятию получать дополнительно 2 млрд рублей в год за счет сокращения транспортных издержек.
  • Реализация проекта позволит сократить выбросы углекислого газа предприятия на 9,5 тыс. тонн в год.
  • В результате реализации проекта будет создано 127 новых рабочих мест.
  • В 2021 году «Карельский окатыш» стал резидентом Арктической зоны РФ. Это дает право получать налоговые льготы.

Риски

  • В 2019 году компания планировала потратить на проект комплекса ЦПТ 8 млрд рублей. К 2022 году объем необходимых инвестиций вырос до 11 млрд рублей. Это может негативно отразиться на сроках строительства двух последующих линий и ввода комплекса ЦПТ в эксплуатацию.
Копировать ссылкуСкопировано