Журналист, специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Утильсбор как точка отсчета: что меняется на российском авторынке с новыми тарифами

В России начали действовать новые ставки утильсбора — они выросли на 70–85%. Для того чтобы смягчить удар для российского автопрома, государство увеличит субсидии. Зарубежные бренды могут уйти или же локализовать производство. 

Что нужно знать о новом утильсборе 

Повышение утильсбора, о котором говорили с лета и который привел к буму продаж на авторынке, произошло: с 1 октября тарифы, разработанные Минпромторгом, для импортных авто выросли на 70–85% (речь идет о легковых, грузовых и коммерческих автомобилях). Так, размер сбора на иномарки с двигателем 1–2 литра вырос с 300,6 тыс. руб. до 556 тыс. руб. И это в дополнение к остальным таможенным платежам.

При этом тарифы будут пропорционально увеличиваться до 2030 года. За 6 лет для авто с двигателями 1–2 литра утильсбор составит 1,12 млн руб. — и станет заградительным. 

Вообще, сам утильсбор действует в России с 2009 года и изначально был введен в качестве инструмента, который должен был поддержать российских производителей. Сейчас утильсбор платят как импортеры, так и представители отечественного автопрома. Просто последним государство компенсирует затраты (и это же должно стимулировать зарубежные бренды локализировать свои заводы на территории РФ). Хорошие новости для российских компаний в том, что вместе с тарифами для них увеличивается и объем финансовой поддержки. 

Как государство поддержит российский автопром

Судя по проекту федерального бюджета, который был внесен в Госдуму накануне, государство планирует увеличить поступления от утилизационного сбора в казну вдвое: с 1,08 трлн руб. в этом до 2,01 трлн руб. в 2025 году (в 2026 году 2,5 трлн руб., в 2027 году — 2,7 трлн руб.). В следующем году в 2 раза больше заплатят как импортеры (вместо 680 млрд руб. — 1,14 трлн руб.), так и российский автопром — 871 млрд руб. вместо 400 млрд руб. в этом году. 

Правда, есть нюансы: вместе со сборами вырастет и объем субсидий, которые получат отечественные компании (в первую очередь «АвтоВАЗ», группа ГАЗ, «Соллерс», «Камаз»), а также локализованные иностранные. В 2025 году сумма увеличится в 2,3 раза — до 818,9 млрд руб. вместо 350,4 млрд руб. в 2024 году. 

Какие автобренды могут уйти из России

Усилия властей по развитию отечественного автопрома могут ожидаемо привести к тому, что состав участников российского рынка изменится. По мнению экспертов, из-за повышения утильсбора могут уйти бренды, которые станут слишком дорогими для потребителя и которые попадали в страну по параллельному импорту (а затраты на него и так повышали цену на такую машину). 

Прежде всего это авто, у которых объем двигателя более 3 литров — за него теперь придется дополнительно платить 2–2,5 млн руб. Под удар могут попасть Hyundai Palisade, Kia Carnival, Jeep Grand Cherokee, BMW X5, Mercedes-Benz GLS. К тому же аналитики не исключают, что рынок могут покинуть менее востребованные китайские бренды, такие как Livan и FAW. 

Правда, расстраиваться все равно не стоит: по мнению экспертов, во-первых, на место тех, кто ушел, придут другие бренды. А во-вторых, игра по новым правилам может привести к тому, что кто-то из компаний решится на переезд в Россию — и надежды здесь, например, на китайцев. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное