Производство летающих машин в Китае
В китайском городе Гуанчжоу началось строительство завода компании XPeng AeroHT — первого в мире предприятия по массовому производству летающих машин. XPeng, специализирующаяся на «умных» легковых электромобилях, запустила стартап AeroHT в 2013 году. Первый прототип летающего авто (HT Aero) представили в 2021-м — у него на крыше установили специальные винты, раскрывающиеся для вертикального взлета и посадки.
Но конструкция HT Aero оказалась слишком сложной и небезопасной, поэтому в XPeng начали работать над новым проектом — Land Aircraft Carrier. Впервые его показали в октябре 2023 года, а теперь намерены запустить серийное производство.
Как выглядит китайский летающий автомобиль Land Aircraft Carrier
Land Aircraft Carrier состоит из двух модулей — наземного и воздушного.
Наземный модуль — это шестиколесный электромобиль длиной 5,5 метра, рассчитанный на 4–5 человек. У него есть массивный кузов, который вмещает отдельный летающий модуль с шестью пропеллерами. Он рассчитан на двух человек и при полной зарядке может выполнять 5–6 полетов в одном из двух режимов — ручном и автоматическом. Чтобы поместиться в багажник, он складывает свои винты. Там же аппарат подзаряжается: от 30% до 80% за 18 минут.
В ноябре в Китае проведут первый публичный полет предсерийного прототипа Land Aircraft Carrier. Строительство завода планируют завершить к 2026-му. Предполагается, что там будут собирать по 10 тыс. Land Aircraft Carrier в год. Прием заказов на транспортное средство откроется в конце 2024-го, в XPeng AeroHT уже получили более 1 тыс. предварительных заявок. Изначально машину оценивали минимум в $140 тыс. Позже основатель и президент компании Чжао Дели заявил, что новинка будет стоить «не дороже 2 млн юаней» ($280 тыс.). При этом эксперты отмечают, что будущее Land Aircraft Carrier на рынке «туманно» — из-за высокой цены, отсутствия правовой базы для летающих авто в Китае (и других странах мира) и потенциальных сложностей для клиентов, поскольку для управления летающим модулем, вероятно, понадобится специальная лицензия.
Какие компании тестируют летающие машины
Разработкой и сборкой летающих автомобилей занимаются более 300 компаний в мире. Чаще всего они проектируют аэротакси, которое называют «транспортом будущего». По прогнозам Morgan Stanley, к 2040 году потенциальный рынок аэротакси может составить $1,5 трлн.
Boeing (США)
Этим летом Wisk Aero, дочерняя компания Boeing, сообщила, что работает с регуляторами в США и намерена запустить перевозки на беспилотном воздушном такси уже «в конце десятилетия». Wisk спроектировала четырехместное автономное транспортное средство, которое заряжается за 15 минут и совершает перелеты на 145 км на одном заряде.
К 2030 году Wisk планирует выйти на рынок летающих авто в Азии, чтобы «удовлетворить спрос на быстрые поездки в городах с особенно интенсивным движением». О каких именно азиатских странах идет речь, пока неизвестно. Помимо Wisk Aero, над аэротакси в США работают еще две крупные компании — Joby Aviation и Archer Aviation. Первая недавно успешно протестировала водородно-электрическую версию аэротакси — аппарат S4 установил рекорд, преодолев расстояние в 842 км. В Archer Aviation испытания своего прототипа — пятиместного аэротакси Midnight — провели еще в феврале 2024-го, а начало эксплуатации запланировали на 2025 год.
Фото: Joby Aviation Фото: Archer Aviation
ePlan (Индия)
Индийская компания ePlane планирует провести испытания прототипа летающего такси этой осенью. Проектировщики рассказали, что создали «очень компактный» аппарат, чтобы он мог «приземляться в стесненных условиях и летать в переполненном небе Индии». Акцент в е200 сделали на безопасности: такси оснастили парашютами и надувными модулями для мягкой посадки в аварийных ситуациях.
Основатель ePlane Сатья Чакраварти говорит, что аэротакси будет стоить в 2 раза дороже услуг традиционных перевозчиков вроде Uber. Для взлетов и посадок компания планирует использовать существующие вертолетные площадки.
Lilium (Германия)
Немецкий аэротакси-стартап Lilium сделал ставку на междугородние рейсы, а не на внутригородские поездки. В последнее время компания работала над семиместным авто с функцией вертикального взлета и посадки, которое передвигалось бы со скоростью до 281 км/ч на высоте до 3 км.
Но несмотря на крупные инвестиции и заказы от Саудовской Аравии и Великобритании, у Lilium «закончились деньги», пишет The Verge: компания находится на грани банкротства и может полностью прекратить производство, если не найдет дополнительных инвесторов. У Lilium в Германии есть конкурент — компания Volocopter, которая производит двухместное аэротакси с 18 электромоторами и 9 аккумуляторными батареями.
Hyundai (Южная Корея)
В начале 2024 года Supernal, подразделение южнокорейской Hyundai, продемонстрировало воздушное такси S-A2, предназначенное для коротких перелетов (40–60 км) и четырех пассажиров (без учета пилота). S-A2 может разгоняться до 200 км/ч и подниматься на высоту до 450 метров. В Hyundai утверждают, что шум, генерируемый двигателями, сопоставим с шумом от крупной бытовой техники, поэтому полет не помешает жителям высотных зданий. Компания намерена запустить серийное производство аэротакси в 2028 году.
«Пчелка» (Россия)
В январе 2024-го в Национальной технологической инициативе (НТИ) сообщили, что российские инженеры разработали модель одноместного летательного аппарата, который получил название «Пчелка». Его максимальная скорость — 200 км/ч, а дальность полета с электродвигателями — 180 км.
Главными плюсами «Пчелки» разработчики считают низкий расход топлива и высокий уровень безопасности. В НТИ отмечают, что аппарат можно будет использовать как такси или каршеринг, при этом наличие автопилота освобождает пользователей от необходимости получать права на его управление.
В режиме беспилотного такси — пассажир садится в аппарат, на дисплее выбирает точку пункта назначения, и аппарат доставляет его до места. Также им можно будет управлять в ручном режиме, но это потребует от пассажира получения удостоверения пилота на управление воздушным средством.
Александр Осинин
лидер проекта «Пчелка»
Фото обложки: Xpeng AeroHT / XinHua / Global Look Press