Культурный кодДеталиМосковские новости — 1945

В концертных программах представлены последние советские музыкальные новинки

Композиторы из разных республик представляют свои новые работы, многие из которых выдвинули на соискание Сталинской премии. Имена молодых музыкальных талантов все громче звучат в советском музыкальном мире.

В преддверии 80-летия Победы «Московские новости» публикуют заметки, которые выходили в нашей газете в апреле – мае 1945 года. Тогда газета называлась Moscow News и издавалась на английском языке. Ниже приводится полный перевод одной из статей, опубликованных в №29 Moscow News от 11 апреля 1945 года.

№29 Moscow News от 11 апреля 1945 года

Концертные программы в Москве продолжают демонстрировать произведения советской музыки, включая камерные и симфонические работы, написанные за последние два года и выдвинутые на Сталинскую премию.

Я уже упоминал некоторые из недавно представленных композиций, включая произведения Николая Мясковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Юрия Шапорина и Арама Хачатуряна, особое внимание уделил вкладу Василия Золотарева, Вано Мурадели, Самуила Фейнберга и других известных и менее известных композиторов. За последние две недели к этому списку добавилось несколько интересных новинок.

Среди них премьера современной оперы Дмитрия Кабалевского «В огне» в Большом театре; Вторая симфония Гавриила Попова, написанная в русском стиле и поэтичная по настроению, наделенная как интеллектуальной, так и эмоциональной привлекательностью и лишенная захватывающих драматических конфликтов; а также квинтет Моисея Вайнберга, молодого композитора, который, хотя и явно талантлив, склонен, скорее, к абстракции.

Радуют новости о множестве новых композиций, которые советские республики выдвинули на соискание Сталинской премии.

Так, Украина и Белоруссия представили по кантате и опере. Свидетельством музыкальных достижений центральноазиатских республик служат Вторая симфония Мухтара Ашрафи, опера туркменского композитора Овезова и несколько вокальных произведений киргизского композитора и певца Абдыласа Малдыбаева. Грузия и Армения за последние два года также создали несколько заслуживающих внимания музыкальных произведений.

На прошлой неделе на концертах были представлены работы четырех советских композиторов: Вторая симфония Мухтара Ашрафи, «Героическая ария» Юрия Кочурова для голоса и оркестра, симфония «Ниата» Льва Книппера и скрипичный концерт Николая Ракова.

Мухтар Ашрафи принадлежит к первому поколению узбекских профессиональных музыкантов с европейским музыкальным образованием. Он не только художественный руководитель и дирижер Ташкентского театра оперы и балета, но и плодовитый композитор, специализирующийся преимущественно на симфонической и вокальной музыке. В военное время он написал две симфонии и более 20 песен, все на военные темы.

В 1943 году Ашрафи был удостоен Сталинской премии за свою «Героическую симфонию». Недавно он в качестве дирижера поучаствовал в премьере своего последнего произведения «Слава победителям». На мой взгляд, оно должно рассматриваться прежде всего как доказательство значительного прогресса узбекской музыкальной школы за годы советской власти. Это также ставит Ашрафи в число ведущих узбекских композиторов, которые способствуют развитию национальной музыки своего народа в европейском ключе.

Юрий Кочуров — ленинградский композитор. Его «Героическая ария» для меццо-сопрано и симфонического оркестра — текучая и изысканная композиция, текст и музыка которой наполнены драматизмом и героическим духом войны. Это достойный музыкальный памятник исторической обороне Ленинграда. Софья Преображенская великолепно исполнила вокальную часть.

Москвичи, которые многие годы не имели возможности услышать известную ленинградскую обладательницу меццо-сопрано, к своему удовольствию обнаружили, что ее прекрасный голос не утратил ни капли своей красоты.

Лев Книппер, который дирижировал исполнением своей новой Девятой симфонии на одном из недавних московских концертов, является выдающимся советским симфонистом. Его произведения сочетают реализм и романтизм. Эти качества отличают две его самые известные симфонии — Третью («Поэма о бойце-комсомольце») и Четвертую («Дальневосточная»). Он же автор трех замечательных произведений в восточном стиле, включая иранскую и две таджикские сюиты.

Тема Девятой симфонии — любовь к Родине — всегда вдохновляла композитора и фигурирует в двух вышеупомянутых симфониях. К сожалению, в новой симфонии эта тема не раскрыта достаточно ярко. Более того, в этом произведении не хватает тематической выразительности, ясности контуров и драматизма, столь необходимых в крупных музыкальных формах, особенно когда речь идет о столь важной и универсальной теме. Это особенно печально, учитывая, что все ожидали от Книппера симфонии, которая встала бы в ряд с лучшими современными произведениями в этом жанре.

Также я могу лишь кратко упомянуть скрипичный концерт Николая Ракова, хотя он заслуживает более глубокого анализа. Имя этого талантливого молодого композитора все громче звучит в советском музыкальном мире. Некоторые его произведения известны и за границей, а две его симфонические сюиты были исполнены в Англии и записаны для граммофона.

Творчество Ракова демонстрирует влияние русской и французской школ. Это ощущается в его крайне выразительном скрипичном концерте, который сочетает мелодичность русской музыки с утонченностью французского стиля. Блестящее исполнение концерта было продемонстрировано знаменитым советским скрипачом Давидом Ойстрахом.

Автор: Александр Гаямов

Копировать ссылкуСкопировано