Мир в огнеДетали

В Lay’s предупредили о возможных перебоях с поставками из-за дефицита картофеля на рынке. Нехватка урожая влияет и на потребительские цены на овощи

Основные причины дефицита — очень жаркое лето и затяжные дожди в начале осени, не позволяющие проводить уборку картофеля на полях.

Что произошло

Производитель чипсов Lay’s предупредил о возможных перебоях с поставками в России. Все из-за дефицита картофеля на рынке.

Тенденция

В период пандемии потребление снеков выросло. Продажи чипсов за 12 месяцев по июль 2021 года увеличились на 13% в деньгах и на 9,5% в объемах.

Контекст

Из-за дефицита, а также роста затрат производителей этой осенью цены на овощи и другие продукты продолжают расти. Стоимость гречки в рознице впервые за 10 лет превысила 100 рублей за килограмм.

Перспективы

Эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание овощей и фруктов — на 6–8% к концу года.

Что произошло

Компания PepsiCo, владеющая брендом Lay’s, предупредила о возможных перебоях с поставками чипсов в России. Они могут возникнуть из-за дефицита картофеля в этом сезоне, объяснили в компании.

  • Как пишет «Коммерсант», контрагенты получили письмо от входящего в PepsiCo ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» с предупреждением о возможных перебоях с поставками всего ассортимента чипсов в сентябре и октябре из-за дефицита картофеля на рынке.
  • Основные причины дефицита на рынке — очень жаркое лето и затяжные дожди в начале осени, не позволяющие проводить уборку картофеля на полях.
  • Ритейлеры предполагают, что проблемы могут затронуть 5–10% поставок. Некоторые из них уже сейчас формируют необходимые запасы, а также готовятся к возможной замене Lay's продукцией других брендов.
  • Для изготовления чипсов требуется крупный картофель. По информации Картофельного союза, доля картофелин размером от 55 мм составляла до 80% в урожае, но в этом сезоне она сократилась до 50% из-за дождей в одних в регионах-производителях и засухи в других.
  • Представители сельхозпредприятий отмечают, что из-за неблагоприятных погодных условий урожай картофеля в этом сезоне может оказаться на 15–20% меньше.

Тенденция

С начала пандемии потребление снеков заметно выросло, и этот тренд сохраняется. По данным NielsenIQ, продажи чипсов за 12 месяцев по июль 2021 года увеличились на 13% в деньгах и на 9,5% в объемах.

Ранее исследование Mondelez International показало, что 88% взрослых с начала пандемии стали чаще потреблять снеки. Всего опросили 6292 человека.

  • Согласно результатам исследования, 70% миллениалов и 67% тех, кто перешел на режим работы из дома во время пандемии, стали предпочитать легкий перекус, например овощной салат, вместо основной еды.
  • 64% теперь предпочитают заменять снеками основной прием пищи. При этом 25% потребителей заменяют снеками обед, 17% — ужин.
  • Наибольший потребительский спрос демонстрирует категория соленых закусок, в которую входят чипсы, попкорн и крендели. С 2019 по 2020 год их продажи выросли на 7%.

Контекст

Из-за дефицита урожая, а также роста затрат производителей этой осенью цены на овощи и крупы продолжают расти. 

  • Цены на овощи резко подскочили в начале июня. В стране фиксируют их дефицит. С начала года картофель подорожал на 100%, морковь — на 150%, свекла — на 70%, капуста — на 35%.
  • Отчасти это объясняется неурожаем прошлого года и закончившимися запасами, а также увеличением стоимости поставок импортной продукции из-за колебаний курса валют. 
  • Причиной также называют рост затрат производителей на импортные поставки (семена, удобрения, добавки, упаковка), логистику, цен на горюче-смазочные материалы.
  • По данным Росстата, в августе 2021 года 1 кг гречки стоил в магазинах в среднем 102,5 рубля. Последний раз цены превышали 100 рублей за килограмм в мае 2011 года (крупа стоила 112 рублей за 1 кг). Гречка непрерывно дорожала с октября 2020 года. Как пишет РБК, это в том числе связано с дефицитом крупы из-за увеличения ее экспорта.
  • По данным исследования Gfk Rus, которые публикует «Московский комсомолец», средняя цена на рынке фруктов этим летом по сравнению с прошлым годом выросла на 14,3% и составила 95 рублей, на рынке овощей — 68 рублей (выше на 18,9%). Самая большая доля расходов во фруктовой корзине среднего россиянина приходится на яблоки и бананы.

Перспективы

Эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание овощей и фруктов.

  • В РЭУ им. Плеханова к концу года ожидают сезонный рост цен на овощи и фрукты, а в среднем все продукты подорожают на 8%. 
  • В Центре конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ говорят, что продовольственная инфляция будет выше прошлогодней, рост цен на все продуктовые товары составит около 6,7%. 
Копировать ссылкуСкопировано